Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - гатцук алексей алексеевич

Гатцук алексей алексеевич

— археолог и публицист, издатель "Крестного календаря" и "Газеты Гатцука"; родился в Одессе 2 декабря 1832 г. Родом Г. из малороссийских дворян Черниговской губ. Среднее образование он получил в Москве, сначала в 1-й, а затем в 4-й гимназии, откуда перешел в Московский университет на филологический факультет. По окончании курса со званием действительного студента в 1857 г. Г. выдержал испытание на степень кандидата и в 1859 году был назначен исправляющим должность адъюнкта в Ришельевский лицей по кафедре русской словесности. Тут же, в Одессе, началась и литературная деятельность Г., первоначально посвященная родному своему югу. В 1859 г. по поводу издания Куцего, Мордовцева и Максимовича он поместил в "Московских Ведомостях" статью под заглавием: "Новости малороссийской литературы" (№№ 98 и 112). Затем в "Сионе" (1861 г., №№ 1, 5, 10, 11, 38, 39) появился новый неоконченный труд Г.: "Евреи в русской истории и поэзии". В этом же году он выпустил малороссийскую азбуку — "Украiнська Абетка" (Одесса) и в следующем году в "Основе" (№№ 5 и 7) — разбор "Опыта Южно-русского словаря" К. Шейковского. В 1864 г. в "Дне" (№ 37) А. А. поместил обстоятельную статью под заглавием: "Заметки об общерусском литературном языке". Главная мысль этой лингвистической статьи — необходимость тщательного изучения обоих русских наречий: северного и южного, для выяснения желаемого направления и для возможности более могучего развития литературного языка. Между прочим, эта статья послужила началом небольшой полемики с "СПб. Ведомостями", на основании чего Г. несправедливо считали украинофилом. Собственно литературная деятельность Г. началась со времени его выхода в отставку. Из Одессы он переехал в 1861 году в Москву и тут посвятил себя исключительно литературной работе. В Москве Г. сошелся с Далем, Погодиным, М. Н. Катковым, кн. В. Ф. Одоевским, гр. А. С. Уваровым.

Тут же началась и археологическая деятельность А. А. известным исследованием курганов Московской губ. в 1863 и 1864 гг., первое сообщение о котором Г. поместил в "Голосе" ("Отчет об археологических раскопках в окрестностях Москвы", № 4, 1864 г.), а в "Русском Архиве" за этот же год он описал "Древности Чертковского собрания" — древности преимущественно бронзового века, добытые в Германии. Очень живое участие принял Г., как член-основатель, в открытии Московского Археологического Общества в 1864 г. Сюда же он представил свой интересный доклад об исследовании курганов, который и был напечатан в 1-м выпуске трудов Общества. Этот труд Г. был первым строго систематическим исследованием в данной местности. Обращая тщательное внимание на внутреннее содержание курганов и на внешний вид и расположение их (что было тогда еще новостью), он выяснил значение Москвы-реки как резкой археологической границы между северной и южной частями губернии. Он доказал былое существование в южной части этой губернии двух родственных, но разновременных финских племен, а в северной предполагал следы славянского племени. Затем внимание Археологического Общества Г. привлек другим вопросом, а именно, как он выражался, — "исследованием подпочвы исторической России". А. А. предлагал систематическое наблюдение за земляными работами и возможными при них открытиями в древних городах Руси; при этом он предлагал деятельную помощь свою в создании сети корреспондентов по таким городам. Мысль эта нашла себе в значительной степени осуществление по мере того, как росло влияние Общества. Увенчались успехом и старания Г. возбудить интерес к родной старине в местных деятелях. Вообще в делах Московского Археологического Общества Г. принимал всегда живейшее участие, внимательно следил за разработкой поставленных вопросов. Когда на первом съезде возник спор относительно слова "Русь", он не склонился ни в одну, ни в другую сторону, а в своей заметке старался научно определить правильную форму для самого спора. На этом же съезде Г. доказывал скифское, а не греческое (как думали тогда) происхождение известных бронзовых стрел. Когда же третий киевский съезд поднял вопрос о "сторожевых" курганах, А. А. их решительно отверг, представляя веские доводы своим многочисленным противникам. В это же время Г. выступил с вопросом о более чистых следах пребывания древних славян в пределах Европы. Вопреки Бэру, он искал славянских черепов не в Мекленбурге, а в Карпатских странах и в области русских вятичей. Эта область привлекла Г. к тому исследованию, с которым он выступил на VII ярославском и VIII московском съездах — об иконах св. Николая так называемого можайского типа: в этом типе Г. находил наследие языческой старины вятичей. Много возбудивший споров вопрос о так называемых каменных бабах был затронут и А. А. в сообщениях "О каменных бабах Московской губ.".

Родной язык и письменность, старая и новая, не менее интересовали Г. Памятником его занятий славянской письменностью было "Слово о значении кирилловских письмен", произнесенное им на древнеславянском языке перед славянскими гостями 1867 г. (отпечатано отдельно в 1885 г.).

Необходимо также отметить первую русскую популярную книгу по доисторической археологии, написанную Гатцуком: "Старина русской земли. Слово о старине незапамятной" (1866). Весьма сочувственно встретила критика появление этой книги, а Котляревский сказал, что она "была и остается замечательным явлением в нашей популярной литературе". Оригинален путь, которым ведет читателя автор: он начинает не с отдаленной старины, а с ближайшей, и постепенно восходит к древности. Большою популярностью пользовались также следующие две брошюры Г. : "Николай Коперник, основатель новой астрономии" (М., 1873 г., изд. Общ. Распр. Пол. Кн.) и "Житие св. Тихона Задонского" (М., 1884 г.).

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое гатцук алексей алексеевич
Значение слова гатцук алексей алексеевич
Что означает гатцук алексей алексеевич
Толкование слова гатцук алексей алексеевич
Определение термина гатцук алексей алексеевич
gatcuk aleksey alekseevich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):