Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - генкель герман германович

Генкель герман германович

— писатель; род. в 1865 г.; окончил курс на восточном факультете СПб. университета по отделу семитических языков. Главнейшие труды Г. посвящены истории еврейской литературы, таковы монография о Саадии Гаоне (СПб., 1895), перевод в первый раз на русском языке "Иудейских древностей" Иосифа Флавия (СПб., 1899); вместе с Я. И. Израильсоном перевел также Иосифа Флавия "О древности еврейского народа. Против Апиона" (СПб., 1895). Много статей по истории еврейской литературы напечатал в журналах: "Восход" и "Будущность", таковы "Очерки из истории среднев. араб. евр. литературы", "Влияние маздаизма на развитие иудаизма", о Соломоне ибн Гебироле, о Бехаи ибн Пакуде и др. Отд. изд.: "Ueber die Möglichkeit eines semit. Ursprungs des Dithyrambus" (СПб., 1895). Несколько статей по истории древней культуры поместил в журн. "Вестн. и Библ. Самообраз." (1903—1904). Ему же принадлежат переводы мног. сочин., напр. Потта, "Введение в общее языкознание" (СПб., 1885), Циглера, "История умств. и общ. теч. XIX в." (СПб., 1900), Бецольда, "История Ассирии и Вавилонии", Гоммеля, "История древн. Востока" (прилож. к журн. "Вестн. и Библ. Самообр.", 1904—1905).

{Брокгауз}



Генкель, Герман Германович

— ориенталист и филолог, христианин, род. в 1865 г. в Белостоке (Гродн. губ.) в семье прусского офицера; высшее образование получил на филологическом и восточном факультетах СПб. университета, которые окончил в 1890 г. Непосредственно за тем Г. был приглашен в качестве ученого консультанта по еврейским делам в Духовный департамент Мин. внутренних дел и на этом посту дал ряд важных консультаций и исследований по различным вопросам, касавшимся еврейского быта и просвещения (о присяге, еврейских именах собственных, бракоразводе, постановке преподавания религии, раввинских училищах и др.). В 1895 году по поручению министра народного просвещения гр. И. Д. Делянова Г. был командирован в Германию и Австрию для изучения организации и постановки преподавания в высших евр. учебных заведениях ввиду того, что правительство тогда по инициативе Г. занялось вопросом о преобразовании Виленского учительского института в учреждение для подготовки раввинов. Осенью того же года Г. было поручено составить доклад о состоянии среднего образования среди евреев. Обе эти работы Г. должны были лечь в основание реформы еврейского образования, но со смертью Делянова этот очередной вопрос, как и многие другие вопросы еврейской жизни, был отставлен в сторону. — На литературное и научное поприще Г. выступил очень рано. Еще гимназистом Г. составил "Пособие к чтению Цезаря. Краткий курс военного дела у римлян" (СПб., 1882). Но, глубоко интересуясь семитологией и, в частности, еврейской наукой, Г. почти всецело посвятил себя разработке и популяризации многих ее вопросов, отдавая немало внимания и публицистической защите еврейского народа от нападок антисемитов. В 1891 г. Г. дебютировал в "Восходе" большой статьей "Литературный иезуитизм" (разбор книги Диминского "Евреи, их вероучение и нравоучение"). Непосредственно за этим Г. приступил к составлению очерков о р. Саадии Гаоне (по поводу тысячелетия со дня его рождения), которые вышли в 1895 г. отдельной книгой под заглавием "Р. Саадия Гаон, знаменитый еврейский ученый X века". Труд этот, основанный на новейших исследованиях арабских и еврейских источников, дает полную картину эпохи Саадии, его литературной борьбы с караимами, его экзегетических трудов и философской концепции его трактата "Эмунот ве'Деот". За этим последовал длинный ряд статей в "Восходе", посвященных еврейской истории и философии, — "Агриппа Великий", "Соломон ибн-Габироль", "Евреи под властью Рима", "О влиянии маздаизма на развитие иудаизма", "Очерки по истории средневековой еврейско-арабской философии" и мн. др., а также множество рецензий и переводов. Несомненное значение для истории евр. науки в России имеют комментир. переводы Флавия "Против Апиона. О древности еврейского народа" (небольшая часть переведена Я. Израельсоном, 1898,) и особенно "Иудейские древности", 2 т., 1900 г. В 1896 г. вышла монография Г. "Ueber die Möglichkeit eines semitischen Ursprungs des Dithyrambus" — обработка введения к унив. диссертации на тему "История дифирамба". С возникновением журнала "Будущность" (1899) Г. принял в нем деятельное участие, поместив ряд статей как в самом журнале ("О еврейской присяге"; "Библ. экзегетика и учение о Пасхе"; "Библ. экзегетика и учение о Пятидесятнице"; "История одной книги"; "Маккавейские книги в новом освещении"; "Представления о загробной жизни у древних евреев" и др.), так и в ежегодниках к нему ("Раббену Бехай, первый еврейский философ-моралист", т. III, 1902). В "Еврейской библиотеке" Ландау, т. IX, помещена "История евреев в древнем и средневековом Риме". В 1897 г. по поручению московской комиссии Об-ва просвещ. Г. перевел книгу О. Гольцмана "Падение Иудейского государства"; им же в 1902 г. переведена книга С. Бернфельда "Талмуд, его история, значение и сущность". В журнале "Вестник и библиотека самообразования" Г. помещен ряд статей, освещающих историю Передней Азии. Отдельными книгами переведены "Ассирия и Вавилония" проф. К. Бецольда, а также "История древнего Востока" проф. Ф. Гоммеля, имеющие весьма важное значение для уразумения исторических частей Библии. — Г. принадлежит русск. обработка книги Л. Кноллера "Краткий курс грамматики древнееврейского языка" (1893). — Отметим также тепло написанный беллетрист. очерк "Реб Дувид" ("Мир Божий", 1898, 12) и "На развалинах Вавилона" ("Природа и люди", 1908). — Г. состоит одним из редакторов Еврейской энциклопедии.

Г. Кр.

{Евр. энц.}

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое генкель герман германович
Значение слова генкель герман германович
Что означает генкель герман германович
Толкование слова генкель герман германович
Определение термина генкель герман германович
genkel german germanovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):