Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - герман архиепископ казанский

Герман архиепископ казанский

— святой, архиепископ Казанский, родился в г. Старице, Тверской губ., в начале XVI ст., в первые годы правления вел. кн. Василия Ивановича. Святитель Герман, в миру Григорий Федоров сын Садырев Полев, вопреки мнению арх. Филарета, не был сыном, показанного бездетным в родословных, Федора Афанасьевича Полева, из рода Полевых, происходивших от Смоленских князей, но, как устанавливается вкладною книгою Иосифова Волоколамского монастыря и рядом грамот из собрания Коллегии Экономии, был сын русского и волоколамского вотчинника Федора Садыря Ивановича Гаврилова-Полева, во иноцех (с 1531 г.) Филофея, старца и казначея Иосифова Волоколамского монастыря (умер после 1556 г.), связь коего с вышеупомянутым родом Полевых документально доказана быть не может. Однако на основании той же вкладной книги и грамот Коллегии Экономии можно отожествить отца святителя Германа с волоколамским вотчинником Федором Ивановичем Гавриловым-Марининым, древнейшее же известие о роде Марининых, относящееся к 1401 г. и сообщающее о походе московской рати на Торжок под начальством воевод Александра Поле, родоначальника Полевых, Ивана Толбузина и Ивана Маринина или Марина, из коих первые два не только соседи по вотчинам в Рузе и на Волоке Ламском, где владели вотчинами и Маринины, но и родичи по происхождению от родных братьев — князей Федора и Константина Юрьевичей Фоминских, дает некоторые основания предполагать существование родства или свойства между всеми тремя участниками похода. От природы тихий и кроткий, Григорий не находил удовольствия в играх и забавах с однолетками и предпочитал общество своих родителей, которые служили ему живым примером истинно-благочестивой христианской жизни. Когда он достиг юношеского возраста, родители хотели приучить его к занятию хозяйством, но мир со своими заботами и суетой не привлекал его. Он проводил время в созерцательной молитве и изучении творений святых отцов церкви и так строго постился, что родители, опасаясь за его здоровье, умоляли его не изнурять себя. Стремление к уединению побудило Григория в конце 30-х годов XVI ст. удалиться, с благословения родителей, в Иосифову Волоколамскую обитель. В это время в числе братии находился Гурий (впоследствии Казанский первосвятитель), сделавшийся вскоре игуменом Волоколамского монастыря. Когда Григорий принял постриг с именем Германа, руководителем его в дальнейшем изучении писаний св. отцов церкви стал Максим Грек, живший в Иосифо-Волоколамском монастыре в ссылке за исправление книг. Герман усердно исполнял все возлагаемые на него послушания и особенно потрудился, согласно указанию игумена Гурия, над переписываньем книг священного писания, книг богослужебных и творений св. отцов.

Герман заслужил всеобщее уважение братии Волоколамского монастыря своим подвижничеством и познаниями в священном писании. С течением времени слава о нем достигла до его родного города Старицы, и в 1551 г. в Волоколамск прибыли уполномоченные от братии Старицкого Успенского монастыря, желая иметь Германа настоятелем. Долго отказывался Герман, но в конце концов должен был уступить их просьбам и отправиться в Тверь к архиепископу Акакию для посвящения. Возведенный им в сан архимандрита, Герман вступил в управление Успенским монастырем в Старице и ввел там строгий устав Волоколамской обители, подавая братии пример ревностного исполнения иноческих обетов. Через два с половиной года Герман поставил вместо себя настоятелем Иова (бывшего впоследствии патриархом Московским и всея Руси) и возвратился в Волоколамскую обитель, где в то время в числе братии был его отец — инок Филофей и прежний его руководитель, игумен Гурий, по слабости здоровья отказавшийся от управления обителью. В 1554 г. Герман был вызван в Москву на собор для увещания еретика Матвея Башкина, которого собор и предал ему для наставления и вразумления.

В 1555 г. в Казань на только что открытую епископскую кафедру был назначен Гурий, а Герману, согласно его указанию, поручено основать обитель в городе Свияжске. Несмотря на трудность найти рабочих, через полтора года была построена Никольская церковь и при ней братская трапеза, затем колокольня, а через пять лет существующий и поныне величественный храм во имя Успения Божией Матери. По мысли святителя Гурия и царя Иоанна Грозного, Свияжский монастырь должен был служить делу распространения христианства, как между магометанами, так и среди черемисов и чувашей, живших на правом берегу Волги. Слух о святой жизни Германа стал привлекать в Свияжскую обитель не только христиан. Видя, что он относится ко всем одинаково внимательно, магометане и язычники тоже шли к нему, кто за советом, кто за милостыней, а затем, мало-помалу, научились истинам христианской веры и принимали крещение. Святитель Гурий оказывал Герману особое доверие; он освободил Свияжский монастырь от своего суда и поручил суду Германа все духовенство Свияжского уезда.

После кончины святителя Гурия (с 4-го на 5-е декабря 1564 г. по сентябрьскому летосчислению) Герман был. вызван в Москву, так как Иоанн Грозный и митрополит Афанасий находили его желательным преемником скончавшегося Казанского первосвятителя. Герман считал себя недостойным епископского сана и усиленно отклонял от себя эту честь, но все-таки должен был подчиниться решению царя и митрополита. 12 марта 1564 г. Герман был рукоположен в архиепископа Казанского и Свияжского и возвратившись в Казань, вступил в управление Казанской епархией.

Для обучения инородцев, только что принявших христианство, были устроены при Казанских монастырях школы. Святитель Герман учредил в Зилантовом монастыре общежитие, вследствие чего увеличилось число как иноков, так и учеников-инородцев в монастырской школе. Он построил на собственные средства Ивановский монастырь в Казани, церковь которого существовала до половины 80-х годов XIX ст., а затем была сломана; вместо нее воздвигнут новый храм, большего размера, но с нарушением прежнего стиля.

В мае 1566 г. Московский митрополит Афанасий отпросился, по болезни, на покой, и царь Иоанн Васильевич пожелал видеть его преемником святителя Германа, который и был вызван в Москву. Царь приказал Герману поселиться в митрополичьем доме, несмотря на то, что он просил избавить его от занятия митрополичьей кафедры. Пробыв два дня во дворе митрополичьем, Герман увидал царя, опять умолял избавить его от высокого сана и напомнил при этом "тихими и кроткими словесы его наказующе; воспоминающе ему оный страшный суд Божий и истязание не лицеприятное каждого человека о делех, так Царей, яко и простых". Узнав об этой беседе от самого царя, опричники постарались восстановить его против человека, который, по их мнению, мог получить власть еще большую, чем та, какою в былые годы пользовались Сильвестр и Адашев. Иоанн приказал немедленно изгнать святителя из митрополичьего дома со словами: "Еще и на митрополию не возведен еси, а уже мя неволею обвязуешь". После этого святитель прожил в Москве около двух лет, находясь под опалою, но продолжая считаться архиепископом Казанским. В митрополиты Московские был поставлен Филипп. Разгневанный впоследствии обличениями Филиппа, царь лишил его сана митрополита, но чтобы снять с себя ответственность, созвал архиереев для суда над ним. Один только святитель Герман решился высказаться в его защиту. Заступничество это не принесло пользы Филиппу, так как он был осужден и сослан, а сам Герман поплатился жизнью: два дня спустя после суда, 6 ноября 1568 г., он был найден в своей келье мертвым. Опасаясь царского гнева, никто из бывших тогда в Москве архиереев не осмелился принять участие в его погребении. Похоронил его в церкви св. Николая находившийся при нем архимандрит Свияжского монастыря Иродион. В народе распространили слух, что Герман скончался от свирепствовавшей тогда в Москве моровой язвы, но в действительности он погиб от руки кого-нибудь из опричников, который двумя ударами отрубил ему голову.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое герман архиепископ казанский
Значение слова герман архиепископ казанский
Что означает герман архиепископ казанский
Толкование слова герман архиепископ казанский
Определение термина герман архиепископ казанский
german arhiepiskop kazanskiy это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):