Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - герман архимандрит святогорской пустыни

Герман архимандрит святогорской пустыни

— архимандрит Святогорской пустыни Харьковской епархии, сын греческого купца, родился в Нежине и получил "некоторое образование" в Московском Коммерческом училище. 19 лет от роду в 1835 г. он поступил послушником в известную в то время строгостью устава Глинскую пустынь и достиг там сана иеродиакона. В 1844 г. по просьбе и на средства известной Татьяны Борисовны Потемкиной была восстановлена упраздненная в 1787 г. Святогорская Успенская пустынь на лежащих при реке Донце меловых горах в Изюмском уезде Харьковской губернии. Первыми насельниками и устроителями этой обители явились присланные сюда из Глинской пустыни иеромонах (впоследствии архимандрит) Арсений с 8 иноками, в числе которых был и Герман. Этот последний был правою рукою Арсения в деле устроения монастыря, скоро приведенного в цветущее состояние. По смерти архимандрита Арсения в 1859 г. Герман был назначен настоятелем пустыни и в 1861 г. возведен в сан архимандрита. При Германе Святогорская пустынь сделалась хорошо обстроенным, богатым и почитаемым монастырем. Он достроил и в 1868 г. освятил заложенный в 1850 г. обширнейший (15x20 сажен) Успенский собор; соорудил церкви Преображенскую (1864 г.), трапезную Богородице-Рождественскую (1869 г.) и пещерную Алексия Человека Божия; устроил скиты во имя Арсения Великого и больничный с церковью во имя Ахтырской Иконы Богоматери; в 1879 г. приобрел для монастыря хутор Горжевку (в 50 верстах от пустыни) с землею и мельницею и воздвиг на хуторе церковь во имя Неопалимой Купины. Число монахов вместе с "проживающими на испытании". доходило при Германе до 400 человек; в монастырские праздники число богомольцев-причастников доходило до 5000; земли за пустынью числилось до 2000 десятин. Для прославления монастырских святынь "по мысли и просьбе" архимандрита известный "песнотворец" А. Ф. Ковалевский написал акафист Неопалимой Купине и "службу" Ахтырской Иконе Богоматери. В 1884 г. монастырь был опустошен пожаром. После пожара Герман заболел, но, едва оправившись, начал "подвизаться по-прежнему, хлопотать и трудиться" и скоро исправил вред, причиненный пожаром. После катастрофы с Императорским поездом близ станции Борки 17 октября 1888 г. по мысли Германа на месте крушения в память спасения Августейшей семьи был основан Спасов скит. Последний год своей жизни Герман деятельно занимался устройством этой обетной обители. 8 июня 1889 г. была заложена деревянная церковь во имя Нерукотворенного Образа Спасова, а 20-го августа освящена. Герман пользовался любовью и уважением последовательно управлявших Харьковской епархией архиереев, которые ценили в нем не только "добрые иноческие качества и молитвенное настроение", но и способности дельного монастырского администратора. Как практический, трезво настроенный человек, Герман неблагосклонно относился к проявлениям крайнего аскетизма. По свидетельству А. Ф. Ковалевского, Герман был "не чужд некоторого искушения" в отношении почитаемого в монастыре затворника иеросхимонаха Иоанна, "не долюбливал его при жизни"; он порядочно запустил и могилу этого затворника, что вызвало против него негодование благочестивцев "Домашней Беседы". Заслуги Германа были признаны Государем, и в день Пасхи 1 апреля 1890 г. он за "ревностное и полезное служение" был награжден орденом Св. Анны 1-й степени. В тот же день, отслужив пасхальную службу, Герман слег и 13 апреля умер. "Потеря, достойная обильных слез, — писал по этому поводу Харьковский протоиерей Иларионов архиеп. Савве, — человек незаменимый, неустанный деятель, умный и истинно подвижник, молящийся и в высшей степени честный и высоко нравственный". В. И. Немирович-Данченко в своих очерках "Святые Горы" дал несколько карикатурную характеристику совершенно незнакомого ему Германа, выпущенную, впрочем, во втором издании книги.

Кульжинский Григорий, "Святогорская Успенская пустынь", 88—166; Денисов Леонид, "Православные монастыри", 891—895; Савва, архиепископ Тверский, "Хроника моей жизни", V, 172, 178, 216—217, VI, 276, VII, 59, 221, 385, VIII, 739; "Новое Время" 1890 г., № 5078.

В. Шереметевский.

{Половцов}

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое герман архимандрит святогорской пустыни
Значение слова герман архимандрит святогорской пустыни
Что означает герман архимандрит святогорской пустыни
Толкование слова герман архимандрит святогорской пустыни
Определение термина герман архимандрит святогорской пустыни
german arhimandrit svyatogorskoy pustyni это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):