Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - герман преподобный соловецкий

Герман преподобный соловецкий

— преподобный Соловецкий, был родом из города Тотьмы. Не научившись даже грамоте, он в юности постригся неизвестно где, удалился на берег Белого моря и там поселился на устье р. Выга "при молитвенном храме". С рыбаками он ездил на остров Соловецкий, но не решился жить на нем в полном одиночестве. Около 1430 г. к Герману пришел Валаамский инок Савватий. Забрав с собою "еже на потребу телесную и орудия к подобающему деланию", Герман и Савватий перешли на Соловецкий остров, водрузили на нем крест, поставили келью и начали обычную жизнь пустынников: "руками непрестанно делаша, устами же славословиша Господа, от пота лица своего постническую себе стяжевающе пищу". "По некоторых же летех" Герман отправился с острова на р. Онегу, как можно думать, "за припасами"; вслед за ним приплыл на материк и Савватий и здесь скончался 27 сентября 1435 г. на р. Выге. На следующий год к Герману пришел новый искатель пустынного жития — Зосима. Узнавши от Германа, что Соловецкий остров "угоден на селение иноком", Зосима упросил Германа, "да доведет его до острова того и на житие пустынное наставит". Оба инока приплыли на остров; на берегу пресноводного озера они поселились сначала в полуверсте друг от друга, потом поставили "кельи и двор" и стали жить, "землю возделывающе мотыками и семена сеюще". "Потребы ради", т. е. по хозяйственным надобностям, Герман поехал на материк, причем Зосима целую зиму оставался один на острове. Герман весною возвратился на остров и привез "довольную пищу на долгое время и мрежи к ловитве рыб", а также рыбака Марка. Этот Марк постригся, а вслед за ним и "прочии мнози спасения себе желающии начаша к ним приходити и сожительствовати, зиждуще себе келии". Так возник Соловецкий монастырь и скоро процвел под игуменством Зосимы. Более 40 лет Герман на острове жил "постнически во всяких богоугодных делах и трудах безмолвно". Он является лучшим представителем некнижных, бесхитростных, но в то же время практичных и трудолюбивых иноков, создавших величие и богатство Соловецкого монастыря. Он был не только сподвижником преподобного Зосимы "в молитвах и в трудех и в пощениих", но и неутомимым помощником в управлении и хозяйстве, душою Соловецкого братства и живой хроникой Соловецкой истории. "Отче, потребно терпение и молитва", говорил простец Герман Зосиме в трудных обстоятельствах, и эта простая речь поднимала дух игумена и братии. После смерти преподобного Зосимы, Герман был "живым носителем его заветов". Заботясь об увековечении подвигов Савватия и Зосимы, Герман продиктовал "клирикам" все, что знал о Соловецких первоначальниках, и тем дал материал для составителя их первого жития — Досифея. По монастырским делам Герман, несмотря на старость, не один раз ездил в Новгород к владыке, и на этом "послушании" его застала смерть 30 июля 1478 г. Он был временно погребен в Антониеве монастыре. "Сослужебники" по зимнему пути повезли его тело в монастырь, но, "весне наступивши и пути разрушшуся", погребли его при часовне в дер. Хавроньине на берегу р. Свири. Через пять лет Соловецкие монахи вынули из могилы гроб Германа, причем его мощи сказались "целы и нерушимы", и погребли в монастыре "на восточной стороне, одесную храма святого Николы Чудотворца близ святого алтаря". В начале XVII века после огласившихся чудес от гроба Германа были написаны тропарь ему и его икона. В 1690 г. по челобитью Соловецких архимандрита и братии архиепископ Холмогорский Афанасий разрешил "преподобного Германа за его многолетние постнические труды имети и почитати, яко угодника Божия", а в 1692 г. патриарх установил ему церковное празднование 30-го июля. В настоящее время мощи преподобного Германа, обретенные в 1623 г., почивают под спудом (под бронзовым кенотафием) в церкви его имени под Троицким собором Соловецкого монастыря.

Голубинский, "История Канонизации", 132—133, 428, 552; Ключевский, "Жития Святых, как исторический источник", 325—327; Толстой гр., М. В., "Книга, глаголемая Описание о Российских Святых", № 327; "Жития и Чудотворения Преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, и сотрудника их Германа", изд. 7-е, М., 1881 г.; "Соловецкий Патерик", 34—36; Никодим, Иеромонах, "Верное и Краткое Исчисление Преподобных Отец Соловецких", 32—35; его же, "Архангельский Патерик", 16—18; Дестунис, "Жития Святых", июль, 232 (тропарь Герману); Ставровский А., Протоиерей, "Сборник Молитв", 195—196 (другой тропарь и молитва Герману).

В. Шереметевский.

{Половцов}



Герман, преподобный соловецкий

— преподобный соловецкий. † в 1479 г. Память празднуется 30 июля. Мощи покоятся в Соловецком м-ре. Преп. Г. происходил из Тотьмы, от простых родителей, почему и не был научен грамоте. В 1428 г. он с рыболовами отправился на пустынный Соловецкий о-в и через год перешел на р. Выг для монашеских подвигов. Здесь его нашел Савватий, постриженик Валаамской обители, и они перешли на Соловецкий о-в. По кончине Савватия (1435) Г. подвизался с преп. Зосимою. Для назидания людей он, не умея сам писать, диктовал некоему клирику о своих сподвижниках по пустынножительству — Савватии и Зосиме. Этими записями воспользовался Досифей для составления жития соловецкого преп. Около 50 лет подвизался Г. на Соловецком о-ве, оставляя его лишь на время, чтобы служить м-рю. Скончался в Новгороде, откуда тело его перенесено в Соловецкий м-рь. Пресв. Григорий сочинил ему тропарь и написал его икону, вместе с Савватием и Зосимою. Житие его составлено после обретения мощей и материал для него выбран из жития преп. Зосимы и Савватия.

П. В.

{Брокгауз}

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое герман преподобный соловецкий
Значение слова герман преподобный соловецкий
Что означает герман преподобный соловецкий
Толкование слова герман преподобный соловецкий
Определение термина герман преподобный соловецкий
german prepodobnyy soloveckiy это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):