Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - гершензон михаил осипович

Гершензон михаил осипович

— писатель. Род. в 1869 г.; кончил курс в Московском университете по историко-филологическому факультету. Написал ряд исторических и историко-литературных статей в "Русской Мысли", "Русских Ведомостях", "Вестнике Воспитания", "Вопросах философии и психологии", "Вестнике Европы", "Научном Слове", "Мире Божьем" и др. В последние годы печатает по частям труд, задающийся целью представить историко-психологическое исследование развития русской мысли от Александровской эпохи до конца 40-х гг. Сюда относятся статьи: "Доктор Вернер из "Героя нашего времени" ("Mиp Божий", 1900), "Из переписки Чаадаева" ("Вестн. Европы", 1900), "H. П. Огарев и его крепостные" ("Научн. Слово", 1903), "Лирика Н. П. Огарева" ("Вестн. Европы", 1903), "История одной дружбы: Грановский, Герцен, Огарев" ("Научное Слово", 1903), "Друг Пушкина, П. В. Нащокин" ("Русская Мысль", 1904), "В. С. Печерин ("Научное Слово", 1904), "Н. В. Станкевич" ("Новый Путь", 1904). В 1904 г. под редакцией Г. вышло собрание стихотворений Н. П. Огарева.

{Брокгауз}



Гершензон, Михаил Осипович

— историк литературы и публицист; родился в 1869 г. в Кишиневе в религиозной семье и, посещая гимназию, дома учился древнееврейскому языку; по окончании курса в Московском университете по историко-филологическому факультету должен был быть оставлен при университете для подготовки к кафедре (проф. П. Г. Виноградовым), но ему помешало еврейство. Главные работы Г. посвящены истории умственного развития России в 19 в., причем особенностью их является метод: автор исследует духовные движения не в их сплошной массе, а на типичных, хотя иногда и второстепенных их представителях. Важнейшие результаты этого психологического изучения русской культурной истории, основанного на первоисточниках и приводящего к самостоятельным выводам, изложены в ряде талантливых журнальных статей (в "Русской мысли", "Вестнике Европы", "Мире Божьем", "Научном слове", "Вопросах философии и психологии" и др.), часть которых включена в книги: "П. Я. Чаадаев" (М., 1908), "История молодой России" (М., 1908), "Исторические записки" (М., 1910); в последнее сочинение вошла публицистическая статья о русской интеллигенции из сборника "Вехи" (М., 1909), задуманного Г. Поборник философского и отчасти общественного мировоззрения первоначальных славянофилов, Г. отклоняет упреки в противоестественном для еврея усвоении взглядов крайних русских националистов прямым указанием на то, что он еврей и не порывает ни одной из нитей, связующих его с еврейством. В 1904 г. вышло под редакцией Г. собрание сочинений Огарева, в 1904 г. — "Письма А. И. Эртеля" (с обширным предисловием); в 1907—8 гг. Г. заведовал литературным отделом "Вестника Европы", а с 1908 г. состоит членом редакции "Критического обозрения"; редактировал ряд переводов научных сочинений.

А. Горнфельд.

{Евр. энц.}



Гершензон, Михаил Осипович

[1869—1925] — историк русской литературы. Род. в Кишиневе, где в 1887 окончил гимназию. Из-за существовавших при царизме ограничений для евреев при поступлении в университеты Г. вынужден был два года провести в Берлинском политехникуме. В 1889 — принят на историческое отделение историко-филологического факультета Московского университета. Его первые работы — "Афинская полития Аристотеля и жизнеописание Плутарха" и "Аристотель и Эфор" — были изданы Московским университетом. Человек книги, Гершензон всю свою жизнь провел в библиотеках, архивах, за письменным столом и проявил огромную и разнообразную деятельность как публицист, переводчик, исследователь, собиратель и редактор документов и текстов, организатор и первый председатель Всероссийского союза писателей, председатель литературной секции Академии художественных наук (см.). Ученик буржуазного историка П. Г. Виноградова, Гершензон начал свою публицистическую деятельность в либерально-буржуазной печати, с которой был связан в течение почти тридцати лет: "Русская мысль", "Русские ведомости", "Вестник Европы" [1907—1908], "Русская молва" [1912—1913], — фельетоны под заглавием "На разные темы" — псевдоним Junior, "Биржевые ведомости", "Возрождение", правокадетский сборник "Вехи" [1909] и др. Перевел "Рассказы о греческих героях, составленные Нибуром для его сына" [1897], три тома "Всеобщей истории" Лависса и Рамбо, "Историю Греции" Белоха [1897—1899], "Образование" Паульсена [1900] и прозу Петрарки. Мастер художественного рассказа, прекрасный стилист, проникновенный трудолюбивый исследователь, Г. приобрел большую популярность своими работами по истории русской, в частности московской интеллигенции первой половины XIX в. Его три этюда об Огареве: "Любовь Огарева", "История одной дружбы", "Лирика Огарева" [1900—1904]; книги: "П. Я. Чаадаев. Жизнь и мышление" [1907], "История Молодой России" [1908], "Исторические записки" [1910], "Жизнь Печерина" [1910], "Образы прошлого" [1912], "Грибоедовская Москва" [1914], "Декабрист Кривцов и его братья" [1914], содержащие "много ценного фактического материала для понимания умственного развития" русской интеллигенции (Плеханов), — являют собой особый жанр художественного философско-психологического исследования, где научное исследование — всегда на грани беллетристического повествования. Неверно, однако, распространенное мнение, что своей популярностью Гершензон был обязан качествам прекрасного повествователя и общественной значимости трактуемого им материала. Его работы, формально построенные на кропотливо обследованном, чрезвычайно добросовестно изученном материале, были проникнуты единой идеей: призывом от позитивизма и материализма к идеализму и религиозности, от революционной активности "к тому, чтобы правильно устроить свой собственный дух, т. е. сознать до конца свой нравственный долг, как свое космическое или религиозное назначение и сосредоточить свои душевные силы на его исполнении" ("Исторические записки"). Под этим углом зрения он реабилитировал одних представителей "Молодой России" и отвергал других. Считая, что А. Раевский "был ясный, холодный и твердый ум, гордый и независимый", Г. все же отворачивается от него за его реализм, ибо "ум, лишенный способности чувствовать силу и красоту иррационального в мире, — плоский и скудный ум" ("История Молодой России", 1927, стр. 47).

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое гершензон михаил осипович
Значение слова гершензон михаил осипович
Что означает гершензон михаил осипович
Толкование слова гершензон михаил осипович
Определение термина гершензон михаил осипович
gershenzon mihail osipovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):