Большая биографическая энциклопедия - гиляров алексей никитич
Гиляров алексей никитич
— профессор философии, сын публициста Н. П. Гилярова-Платонова; род. в Москве в 1856 г., где кончил университет; был приват-доцентом по философии в том же университете, в 1887 г. переведен в Киевский университет. В своих первых трудах: "Платонизм, как основание современного мировоззрения, в связи с вопросом о задачах и судьбе философии" (М., 1887) и "Значение философии" (Киев, 1888), Г., под влиянием изучения истории философии, обнаруживает отрицательное отношение к философии, как науке. Философия есть лишь, вызванная стремлением нашего духа к высшему удовлетворенному единству, попытка примирить две вечно враждующие в нашей жизни истины — истину ума и истину сердца. Из всех философов самым ярким представителем такого взгляда служит Платон, и Г. сделал его центральным пунктом своих занятий философией. В Платоне философский гений достиг наибольшей высоты; все дальнейшие системы были или переработкой учения Платона, или эклектизмом из предшествовавших ему учений. Такое увлечение Платоном сказалось и на чисто историческом труде Г.: "Греческие софисты, их мировоззрение и деятельность в связи с общей политической и культурной историей Греции" (М., 1888, магистерская диссерт.). Вопреки господствующим взглядам, Г. думает, что Платон не уступает Аристотелю в достоверности сообщаемых им сведений. Извращать известия о софистах Платону не позволяли ни общие его взгляды, ни обычные его приемы, и если сведения Платона о других философах, помимо софистов, вполне достоверны, то почему же думать, что про софистов он выдумывал небылицы? В последнем труде в Г. заметен поворот к признанию за метафизикой научного значения. Истина, по его мнению, лежит в совмещении платонизма с учением о развитии.
О Г. см. Э. Радлов, "Русские работы по истории греческой философии" ("Ж. М. Н. Пр.", 1890, 4); А. Козлов, "Новейшее исследование о Платоне" ("Вопр. филос. и психол.", кн. 11).
Я. Колубовский.
{Брокгауз}
Гиляров, Алексей Никитич
(род. 1856) — философ и преподаватель философии, сначала в качестве приват-доцента Московского, а после 1888 — профессора Киевского ун-та. В 1922 Г. был избран действительным членом Украинской академии наук по социально-экономическому отделению. С 1926 начал печатать в "Записках" этого отделения новый труд, рассчитанный на 2 тома: "Схема истории философии в освещении исторического материализма". Гилярову принадлежат работы: Платонизм, как основание современного мировоззрения, Москва, 1887; Значение философии, Киев, 1888; Греческие софисты, М., 1888; Источники о софистах. Платон как исторический свидетель, Киев. 1891; Обзор трудов по греческой философии, Киев, 1896; Обзор философской литературы за последние годы, Киев, 1898; Что такое философия и что она может и чего не может дать, Киев, 1899; Новейшие попытки философского синтеза на научной почве, Киев, 1901; Что нужно читать, чтобы заниматься философией?, Киев, 1901.
В философии Г. видит своеобразную форму мифотворчества, полагая, что философия не может быть наукой, но лишь наукообразным учением. Наиболее богатыми философскими построениями Г. считает в древности платонизм, в новейшее время — учение Фехнера, к онтологии и космологии которого он примыкает в последнем своем крупном труде ("Философия в ее существе, истории и значении", 1918). В теории познания Г. — релятивист и скептик. Наряду с философскими работами Г. напечатал в 1890-х гг. несколько работ по органической химии — итог 8-летних занятий в химической лаборатории Киевского ун-та — и несколько трудов по западной литературе; из них книга "Предсмертные мысли 19 в. во Франции" сыграла видную роль в формировании идеологических, а частично даже литературных тенденций младшего поколения русских символистов (А. Белый, В. Иванов).
Гиляров, Алексей Никитич