Большая биографическая энциклопедия - гинцбург илья яковлевич
Гинцбург илья яковлевич
— скульптор. Род. в 1859 г., в еврейской семье. В ранней юности, проживая в Вильне, занимался гравированием на твердых камнях. Антокольский обратил внимание на его художественные способности, стал упражнять в скульптуре и взял с собой сначала в СПб., потом в Италию. По возвращении из этой поездки Г. поступил в Реальное училище, а по окончания в нем курса — в Академию художеств, по разряду скульптуры. Получил звание классн. художника 1 степени за исполнение программы: "Плач Иеремии на развалинах Иерусалима". Производит жанровые и портретные фигуры, преимущественно в небольшом размере, а также портретные бюсты. Важнейшие из его скульптур, являвшихся на публичных выставках: "Мальчик, вступающий в воду" (бронза), "Курильщик", "Волк идет" (терракота, за которую получил медаль на парижской всемирной выставке 1889 г.), "Шалуны" (терракота), "Молодой музыкант" (в русск. музее Имп. Александра III), бюст В. В. Стасова и статуэтки гр. Л. Н. Толстого и П. Чайковского.
{Брокгауз}
Гинцбург, Илья Яковлевич
— скульптор; род. в Вильне в 1860 г.; рано потеряв отца (известного талмудиста-писателя), воспитывался матерью, братьями и дедом, известным благотворителем Гиршем Лапидусом; 11 лет от роду Г. был привезен из Вильны в Петербург Антокольским, который обратил внимание на его талант и решил сам обучать его скульптуре. В Петербурге, живя в среде художников Савицкого, Крамского, Репина и др., Г. встречался с Пыпиным и Стасовым, впоследствии принимавшим близкое участие в его судьбе. В 1878 г. Г. по окончании реального училища в Петербурге поступил в Академию художеств. Получив две серебряные и затем золотую медали за программу "Плач Иеремии", Г. в 1886 г. окончил академию со званием классного художника 1-й степ. и на средства бар. Г. О. Гинцбурга уехал на год за границу для усовершенствования. Вернувшись в Петербург, Г. с тех пор постоянно работает в своей мастерской в академии. — Как художник, Г. обладает большим и разнообразным талантом и является одним из лучших скульпторов в России. Его многочисленные произведения могут быть разделены на три категории: 1) жанр: сцены и группы из детской жизни (35 работ), 2) галерея статуэток-портретов современных ученых, литераторов, художников и др. (40 работ), 3) несколько скульптур на отвлеченные темы, бюсты и памятники. К первой категории относятся: раскрашенная самим Г. головка мальчика в натуральную величину в меховой шапке, снятая с ребенка академического сторожа, Леньки. Маленький мальчик, наклонив голову, с опаской вглядывается в окружающих (см. иллюстрацию):
Скульптура И. Гинцбурга: Ленька.
группы матерей с детьми: "Волк идет" — крошечный мальчик, вывернув рубашку, пугает свою мать, а та притворяется испуганной, группа, полная жизни и радости; "Заноза" — мать, наклонившись, вынимает у мальчика из пальца занозу, а тот держит напряженно обе руки с растопыренными пальцами, словно в каждом из них заноза (бронза);
Скульптура И. Гинцбурга: Заноза.
эта же тема повторяется в одной из позднейших работ Г.: мальчик-подросток, пересилив боль, сам выжимает кровь из оцарапанной руки; в "Сказке" мать, мечтательно склонившись к девочке, рассказывает сказку, а та, сидя в одной рубашке, вся превратилась в слух (музей Акад. худ.):
Скульптура И. Гинцбурга: Сказка.
на "Качелях" качаются на доске деревенские дети — девочка повисла, словно кошка, группа полная оживления; в "Бане" два шалуна обливают друг друга водою (бронза), один, спрятавшись за стенкой с шайкой в руке, поджидает другого. Из отдельных фигур детей выделяются: "Девочка, несущая по ступенькам полную чашку"; "Мальчик в рубашке, нацепляющий на грудь бумажную звезду" (будущий бюрократ); "Мальчик за уроком"; "Мальчик перед купаньем" (бронза — находится в музее Александра III в Петербурге; см. иллюстрацию)
Скульптура И. Гинцбурга: В воду (музей императора Александра III в С.-Петербурге).
"Мальчик-скульптор, показывающий свою первую работу"; "Мальчик, играющий на струне" (бронза; находится в Музее Александра III — см. иллюстрацию).
Скульптура И. Гинцбурга: Струна (музей императора Александра III в С.-Петербурге).
— Далее группы: "Дети после купанья"; "Доктор, выслушивающий больного ребенка" (см. иллюстрацию);
Скульптура И. Гинцбурга: Доктор.
"Школьники: Наказанный (в углу)" и "Подсказывает", пользующиеся большим успехом в публике (см. иллюстрацию).
Скульптура И. Гинцбурга: Подсказывает.
В галерею статуэток-портретов вошли следующие главные работы: Толстой, вещь, приобретшая громадную популярность, Рубинштейн у этажерки с нотами, Чайковский за работой, Римский-Корсаков в очень характерной позе (крутящий бороду), Направник, Репин, Верещагин с палитрою перед картиной (Третьяковская галерея), Шишкин, Пастернак, Менделеев в кресле, окруженный книгами, Кондаков, гр. И. И Толстой, барон Г. О. Гинцбург, Антокольский, депутаты Родичев, Муромцев и Милюков, Шаляпин, бывший священник Григорий Петров и многие другие, — Из больших скульптур Гинцбурга особенно выделяются по силе и выразительности бюсты Антокольского и Стасова. — Стоящая во весь рост богатырская фигура Стасова на барельефе его надгробного памятника (в Александро-Невской лавре) и голова умирающего Антокольского на надгробном памятнике в древнееврейском стиле, поставленном в 1909 г. на петербургском еврейском кладбище, являются образцовыми произведениями этого рода скульптуры.