Большая биографическая энциклопедия - гиппиус зинаида николаевна
Гиппиус зинаида николаевна
(Мережковская) [1869—] — поэтесса, беллетрист, драматург и литературный критик (псевдоним — Антон Крайний). Печататься начала в 1888 в "Северном вестнике". Вместе с Д. Мережковским, В. Брюсовым и др. Г. явилась одним из зачинателей символизма (см.). Как общественная деятельница, Г. известна своим активным участием в религиозно-философских обществах. Была одним из редакторов журнала "Новый путь". Ей принадлежит также ряд статей в "Мире искусства". Символизм Г. — это символизм той части дворянской интеллигенции, к-рая не приняла общественных отношений эпохи промышленного капитализма и первых революционных бурь. В большинстве своих рассказов и повестей Г. дает образ человека, теряющего почву, лишенного всякого смысла существования. Очень показательны в этом отношении — книга рассказов "Новые люди" [1907] и сборник "Небесные слова", составленный из старых вещей Г. (вышел в Париже в 1921). В уходе в себя, в индивидуализме, в крайнем самозабвении герои Гиппиус видят для себя единственный выход. Иногда эти переживания доходят до полной атрофии всех социальных инстинктов: "Люди, послушайте меня, счастья вам все равно не будет. Сделайте так, чтобы ничего не хотеть и ничего не бояться — вот и станет вам спокойно жить" (рассказ "Легенда"). Г. особенно пристально разрабатывает мотивы смерти и гибели, тем самым примыкая к группе наиболее упадочных символистов. Поэзия ее вся проникнута сознанием внутренней опустошенности, безволия и одиночества:
"Стою над пропастью, под небесами —
Но улететь к лазури не могу.
Не ведаю, восстать иль покориться,
Нет смелости ни умереть, ни жить.
Мне близок бог, но не могу молиться,
Хочу любви, но не могу любить..." [1893].
К войне Г. отнеслась отрицательно, но весь ее протест насквозь религиозен и пацифичен ("Отец! Отец! Склонись к твоей земле, — она пропитана сыновней кровью").
Октябрьскую революцию Г. восприняла, как "блудодейство", "неуважение к святыням", "разбой". Стихи Г. периода 1917—1921, направленные по адресу большевиков, носят явно черносотенный характер:
"Рабы, лгуны, убийцы, тати ли —
Мне ненавистен всякий грех.
Но вас, Иуды, вас, предатели,
Я ненавижу больше всех".
Высокое качество ее поэтического яз. теперь резко снижается. Стихи Г. изобилуют рядом грубых прозаизмов. В 1920 Г. эмигрировала в Зап. Европу. В Мюнхене она выпустила совместно с Д. Мережковским, Д. Философовым и др. сборник воспоминаний о Советской России. В 1925 в Праге вышли два томика резко тенденциозных воспоминаний о Брюсове, Блоке, Сологубе и др. (под заглавием "Живые лица"). Вступивший в ВКП(б) В. Брюсов, по ее мнению, "похож на шимпанзе"; зато "Аня" (Вырубова) описана ею восторженно и патетически. Зарубежное "творчество" Г. лишено всякой художественной и общественной ценности, если не считать того, что оно ярко характеризует "звериный лик" эмигрантщины.
Библиография: I. Рассказы — т. I ("Новые люди"), СПб., 1896 (то же, изд. М. Пирожкова, СПб., 1907); т. II ("Зеркала"), СПб., 1898; т. III (Рассказы), СПб., 1902; т. IV ("Алый меч"), СПб., 1906; т. V ("Черное по белому"), СПб., 1908; т. VI ("Лунные муравьи"), М., 1912; Чортова кукла, М., 1911; Роман-царевич, М., 1913; Зеленое кольцо, П., 1916; Последние стихи [1914—1918], П., 1918, Стихи (Дневник 1911—1921), Берлин, 1922.
II. Каменев Ю., О робком пламени гг. Антонов Крайних, "Лит-ый распад", кн. 2-я, 1908; Лундберг Ев г., 3. Гиппиус, 1911; Шагинян М., О блаженстве имущего (поэзия Гиппиус), М., 1912; Гиппиус 3., Автобиографическая заметка, "Русская литература XX в.", под ред. С. А. Венгерова, т. I; Бpюсов В., З. Н. Гиппиус, там же, т. I.
III. Фомин A. F., Библиография новейшей русской литературы, "Русская литература XX в.", т. II, кн. 5-я; Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, Л., 1924; Его же, Литература великого десятилетия [1917—1927], т. I, Гиз, М., 1928; Мандельштам Р. С., Художественная литература в оценке русск. марксистской критики, изд. 4-е, Гиз, М., 1928.
Ан. Т.
{Лит. энц.}
Гиппиус, Зинаида Николаевна
[в замужестве Мережковская; 08(20).11.1869—09.09.1945] — поэт, писатель, литературный критик. Род. в г. Белев Тульской губ. Училась в Нежине, потом в Москве, в гимназии Фишера. В 1888 в г. Боржоми познакомилась с Д.С.Мережковским и в 1889 вышла за него замуж; они прожили вместе 52 года, не разлучаясь ни на день. После переезда в Петербург Г. активно участвует в литературной жизни столицы. С 1902 по 1912 выходят 6 кн. рассказов Г., а также 3 романа и 2 сб. стихотворений. В 1899 Г. сближается с редакцией ж. "Мир искусства", где печатаются ее стихотворения и статьи. В последующие годы совм. с Д.С.Мережковским, В.В.Розановым, В.А.Тернавцевым участвует в религ.-филос. собр. в Петербурге, где впервые встречаются и ведут собеседования писатели, философы, иерархи и священники Рус. православной церкви. Вместе с Д.С.Мережковским и Д.Ф.Философовым Г. уезжает в Париж, чтобы ближе узнать новые религ. и революц. течения. Там выходит их кн. "Царь и революция" (1907). Незадолго до Первой мировой войны Г. возвращается в Россию. Октябрьскую революцию встретила крайне враждебно и вскоре порвала со всеми, кто сотрудничал с большевиками, в том числе с Блоком и Белым. В 1919 уезжает из Петрограда и тайно переходит русско-польскую границу около Гомеля. В 1920 Г. и Д.С.Мережковский обосновываются в Париже. По воскресеньям у Мережковских собираются представители рус. зарубежья, а в 1925 начинаются вечера "Зеленой лампы", где выступают с религ.-филос., литературными, обществ.-полит. докладами. Собр. "Зеленой лампы" длились до начала Второй мировой войны и были целой эпохой в жизни рус. Парижа. В своих стихах Г. борется с тленом жизни, страхом небытия и разлуки; в них сильны мотивы тоски по иному миру и вера в божеств, природу любви, понимание, что "сущность любви есть ведение и видение Бога". Не принимала монархии в России, ибо последняя противоречит религ. принципам. В критических статьях отличалась крайней резкостью тона и ультимативностью характеристик (псевд. Антон Крайний). Умерла в Париже.
А.В.Иванов