Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - гиренок федор иванович

Гиренок федор иванович

(р. 17.03.1948) — спец. по филос. онтологии, проблемам экологии; д-р филос. наук, проф. Род. на Алтае. В 1971—1976 учился на филос. ф-те МГУ. В 1979 окончил асп. того же ф-та. С 1980 — мл. н. с. Центр. совета филос. семинаров при Президиуме АН СССР. С 1984 — ст. н.с, с 1989 — вед. н. с. этого совета. С 1990 по 1992 — вед. н. с. ИНИОН АН СССР, с 1992 — вед. н. с. ИФ РАН. С 1999 — проф. кафедры филос. антропологии филос. ф-та МГУ. Докт. дисс. — "Экология как феномен самосознания цивилизации" (1989). Г. считает себя философом археоаван-гарда. Приведем его обоснование своей т. зр. Филос. близка литературе. И это накладывает на философа дополнительные обязанности. Точность филос. мышления достигается разработкой не только спец. техн. языка, но и поэтической организацией филос. текста, а также использованием глубинных ресурсов языка: пословиц, поговорок, сказок, языка повседневности, нац. идиом. Археоавангардисты ориентируют свои филос. тексты на чтение вслух, на голос. И поэтому тексты должны быть краткими и занимательными. Они должны не скрывать лежащие в их основе метафоры, а показывать их, что требует определенного синтаксиса. Идеальный филос. текст является, по мнению Г., бессловесным, а речь — немой. Бессловесность текста и немота речи задают, как он полагает, такой горизонт рассмотрения проблем, внутри к-рого устанавливается сопряжение "архе" и авангарда. Реализация идей филос. археоавангарда привела к необходимости пересмотра всей системы филос. понятий, и прежде всего, понятия "Бытие". Бытие — это не присутствие, не то, что связано со временем или местом, а то, что существует в режиме ускользания. А если бытие ускользает, то что же остается? Остается нечто временное, преходящее и в этом смысле условное. Во временном обнаруживаются следы присутствия слова. Решивший пойти по следам слова никуда не придет в силу ускользания бытия. Пути условного ведут в бесконечный тупик, в пространство пата. Это пространство создается обменом знаками между дуальными структурами. Археоавангард исходит из того, что жизни достаточно языка чувств, а истине — языка мышления. Но язык мышления, считает Г., неприменим к жизни. И в момент отсутствия истины, ее децентриро-вания этот язык образует самозамкнутое симулятив-ное пространство культуры. В основе любой культурной симуляции лежит др., отношение к др. Симуляция и временное, условное обнаруживают фундам. тождество. Что же противостоит временному? Дословное. Бытие ускользает в быт. Дословность чувства начинает противостоять симуляциям рефлексивного сознания, временному. Симуляции ума могут привести к безумию. Дословность чувства — к бесчувствию. От безумия человека спасает заумь. От бесчувствия — задушевность, сердечность. В поисках сердечности зауми и состоит, по мнению Г., смысл филос. археоавангарда.

Соч.: Экология, цивилизация, ноосфера. М., 1987; Диалектика и эклектика в исследовании человека // Диалектика и научное мышление. М., 1988; Русский космизм. М., 1990; Судьба русской интеллигенции. М., 1991; Явь и грезы бесконечного тупика // Социум. 1992. № 5; Новое язычество // Кризис современной цивилизации. Выбор пути. М., 1992; Ускользающее бытие М., 1994; Метафизика мага. М., 1995; Картография дословности. Патология русского ума. М., 1998; Антропологические конфигурации философии // Философия хозяйства. 2001. № 1.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое гиренок федор иванович
Значение слова гиренок федор иванович
Что означает гиренок федор иванович
Толкование слова гиренок федор иванович
Определение термина гиренок федор иванович
girenok fedor ivanovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):