Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - гладкая софья николаевна

Гладкая софья николаевна

(по мужу Кедрова) [13(25).12.1875, Петербург — 1965] — арт. оперы (лирич. сопрано), драмы, камерная певица и педагог. Жена Н. Кедрова. Род. в семье генерала, образование получила в Екатерининском ин-те. Пению обучалась в 1893—98 в Петерб. конс. (кл. Н. Ирецкой, оперный кл. О. Палечека). В 1898—1900 выступала в Моск. частной рус. опере С. Мамонтова. В 1900—05 солистка петерб. Мариинского т-ра (дебютировала в партии Маргариты — "Фауст"). Гастролировала в Одессе, Киеве, Николаеве, Казани, Кисловодске, Париже (1912). В 1916 выступила в партии Донны Анны ("Каменный гость") на сцене петрогр. Михайловского т-ра. Обладала небольшим голосом чистого "серебристого" тембра, актер. дарованием. Исп. отличалось выразительной фразировкой и грациозностью.

1-я исп. партий: Веры Шелоги ("Боярыня Вера Шелога"), Гришки ("Пролог к опере "В 1812 году"), Домны Сабуровой ("Царская невеста"), Урвази ("Урвази — утренняя звезда"); в Мариинском т-ре — Урвази ("Урвази — утренняя звезда"). Лучшие партии: Тамара ("Демон" А. Рубинштейна), Татьяна, Волхова, Гретель, Аннхен, Микаэла, Церлина ("Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине"), Домна Сабурова. "Ее Домна Сабурова была цельный, жизненный, вполне реальный образ, проникнутый черточками живого натурального юмора, прекрасное доказательство большой гибкости таланта Гладкой" (Э. Старк)*.

Др. партии: Надежда ("Аскольдова могила"), Ксения ("Борис Годунов"), Фатима ("Кавказский пленник"), Марфа ("Царская невеста"), Ольга Токмакова, Прилепа, Агнесса Сорель; Эвридика, Керубино, Маргарита ("Фауст"), Джульетта ("Ромео и Джульетта"), Паж Урбан, Ортлинда, Елизавета ("Тангейзер"), Вальтраута ("Гибель богов"), Эльза ("Лоэнгрин"). Партнеры: Д. Бухтояров, О. Камионский, В. Касторский, А. Секар-Рожанский, Л. Собинов, Ф. Шаляпин, В. Шкафер. Пела п/у Г. Варлиха, М. Ипполитова-Иванова, И. Труффи.

В 1901—02 эпизодически участвовала в драм. спектаклях. Неоднократно выступала в симф. концертах. Исп. сольные партии в Мессе s-moll В. А. Моцарта (19 февр. 1905, 1-е исп. в России, в ансамбле с. Н. Кедровым и А. Жеребцовой), Мессе C-dur Л. Бетховена, оратории "Рай и Пери" Р. Шумана (в ансамбле с К. Серебряковым и М. Чупрынниковым), "Немецком реквиеме" И. Брамса, "Торжественной мессе" Дж. Россини (1-я исп. в России, Павловский вокзал, п/у Н. Галкина). В 1900 принимала участие в концертах Кружка любителей рус. музыки, выступала в концертах с Н. Кедровым. В программе были произв. М. Глинки, А. Даргомыжского, М. Мусоргского, Ц. Кюи (была 1-й исп. неск. его романсов), А. Бородина, М. Балакирева, А. Рубинштейна, А. Аренского, П. Чайковского, С. Рахманинова, А. Глазунова, И. Брамса, Р. Вагнера, К. Дебюсси, Р. Штрауса.

В 1903—18 и 1921—22 вела пед. деят-сть в Петерб.-Петрогр. конс. (с 1913 проф.), позднее преподавала в Париж. конс. Ученики — Р. Горская, К. Дорлиак, А. Кобзарева, А. Кропивницкая, В. Павловская.

Лит.: Старк Э. (Зигфрид)* Петербургская опера и ее мастера. 1890—1910.—Л.; М., 1940. С. 134—136.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое гладкая софья николаевна
Значение слова гладкая софья николаевна
Что означает гладкая софья николаевна
Толкование слова гладкая софья николаевна
Определение термина гладкая софья николаевна
gladkaya sofya nikolaevna это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):