Большая биографическая энциклопедия - глазунов александр константинович
Глазунов александр константинович
— композитор, примыкающий к новой русской музыкальной школе, ученик М. А. Балакирева и Н. А. Римского-Корсакова; род. в 1865 г. Написал несколько увертюр, симфоний, симфонических поэм, сюит, смычковых квартетов, песен. Подробный перечень сочинений Г. см. в "Каталоге музыкальным сочинениям", изд. М. П. Беляевым в Лейпциге. Г. выступал в качестве капельмейстера в русских симфонических концертах в Петербурге.
М. П.
{Брокгауз}
Глазунов, Александр Константинович
— композитор, род. 29 июля 1865 в СПб. Сын известного издателя и книгопродавца, Г. получил образование во втором СПб. реальном училище, по окончании которого слушал лекции в СПб. университете в качестве вольнослушателя. Музыке начал учиться девяти лет, у Еленковского (фп. и теория), влияние которого оказалось благотворным для музыкального развития мальчика, уже в то время обнаружившего композиторские способности. В 1880, по рекомендации Балакирева, с которым Г. познакомился в 1879 и советам которого много обязан, Г. сделался частным учен. Римского-Корсакова; под руководством последнего он в полтора года прошел курс теории композиции. Первую симфонию Г. написал в 16 лет, когда был учеником реального училища; впервые исполнялась она с успехом в 1882 в концерте Бесплатной музык. школы под управлением Балакирева. После 5-кратной оркестровой переделки симфония эта издана была под op. 5. К тому же времени относятся и другие первые сочинения Г.: квартет D-dur (op. 1), фортепианная сюита на тему S-а-c-h-а (op. 2) и др. С тех пор творческая деятельность Г., посвященная главным образом инструментальной музыке, не ослабевает. Г. является одним из наиболее выдающихся и талантливых современных русских композиторов. Примыкая отчасти к "новой русской школе" (см. Балакирев), Г. однако отличается от нее культом чистой формы в музыке. Сочинения его сделались достоянием не только всех русских концертных эстрад, но часто исполняются и за границей. Уже первые произведения Г. поражали мастерством и уверенностью композиторской техники. Стиль его при этом, однако, впадал иногда в излишнюю изощренность, громоздкость. Последним гораздо меньше страдают позднейшие и особенно последние сочинения Г., в которых заметно очевидное стремление к простоте и ясности. Менее оригинальной стороной творчества Г. является мелодическая; зато гармонии его богаты и смелы; тематическая разработка привлекает широким размахом и разносторонностью; в искусстве же оркестровки Г. занимает едва ли не первое, после Римского-Корсакова, место среди соврем. русских композиторов. Наибольший успех из сочинений Г. имели пока 6-я симфония и балет "Раймонда". Как дирижер Г. впервые выступил в 1889 на парижской выставке, где дирижировал собствен. сочинениями; неоднократно управлял он также "русскими симфоническими концертами" в СПб., где между прочим исполнялись впервые почти все его сочинения. С 1900 Г. состоит профессором СПб. консерватории по классу инструментовки и чтения партитур. Почти все его сочинения (больше 75 opus'ов) изданы Беляевым. В число их входят: А. Для оркестра, — семь симфоний (E-dur op. 5, 1882; Pis-moll op. 16, 1886; D-dur op. 33, 1890; Es-dur op. 48, 1894; В-dur op. 55, 1896; C-moll op. 58, 1897; патетическая, 1901); 4 сюиты (характеристическая, op. 9; Шопениана [4 пьесы Шопена в инструментовке Г.] op. 46; балетная, op. 52; из балета "Раймонда" op. 57а); 4 увертюры (две, op. 3 и 6, на греческие темы; "Карнавал" op. 45; "торжественная", op. 73); две серенады (op. 7 и 11); "Стенька Разин", симфоническая поэма (op. 13, 1885); 2 фантазии ("Лес", op. 19; "Море" op. 28); "Кремль", симфоническая картина (op. 30); "Из мрака к свету" (op. 53); "Весна", музык. картина (op. 34); "Poème lyrique" (op. 12); "Памяти героя", элегия (op. 8): Идиллия и Rêverie orientale (op. 14); Восточная рапсодия (op. 29); "Торжественное шествие" (op. 50); "Фантазия" op. 53; "Intermezzo romantico" op. 69; два марша ("Свадебный" op. 21; "Торжественный" на открытие выставки в Чикаго, op. 40); два концертных вальса (op. 47 и 51); мазурка op. 18; славянско-венгерский танец (op. 68); "Славянский праздник" (из кварт. op. 26). В. Для камерных ансамблей: 5 струнных квартетов (D-dur, op. 1; Р-dur, op. 10; славянский кварт. op. 26; А-dur, op. 64; D-moll, op. 70); кроме того, для струнных квартетов 5 novellettes (op. 15) и сюита. (op. 35); струнный квинтет А-dur (op. 39) и квартет для медных инструментов (op. 38). С. Для разных инструментов: фп. — сюита S-а-c-h-а (op. 2); мелкие пьесы (op. 22, 23, 25, 31, 36, 37, 41, 42, 43, 49, 50, 72); две сонаты (op. 74 и 75); для виолончели (op. 17, 20, 71), скрипки (op. 32), альта (op. 44), валторны (op. 24); D. Для пения: 12 романсов (op. 27, 59, 60); две кантаты (соло, хор и оркестр) — коронационная (op. 56) и пушкинская (op. 65, 1899). Е. Балеты: "Раймонда", op. 51 (СПб. 1898, Москва, 1900); одноактный "Испытание Дамиса" op. 61 ("Ruse d'amour", СПб. Имп. Эрмитаж, 1900); одноактный "Времена года" op. 67 (СПб. 1900). Кроме того, Г. написал по части в квартетах "Вe-la-ef" (Беляев) и "Именины", сочиненных кружком композиторов, инструментовал фортепианную сюиту Бородина и "Три пьесы" для скрипки с фп. П. Чайковского (op. 42; изд. П. Юргенсона), записал и инструментовал по памяти увертюру к "Игорю" Бородина после смерти композитора, и вместе с Римским-Корсаковым закончил эту оперу (см. Бородин).
(Э.).
{Риман}
Глазунов, Александр Константинович
род. 29 июля (10 авг.) 1865 в Петербурге, ум. 21 марта 1936 в Париже. Нар. арт. Республики (1922). В 1883 окончил 2-е реальное училище в Петербурге. В 1883 учился в Петерб. ун-те на историко-филологич. ф-те. Брал уроки ф-п. в 1875—1877 у Н. Холодковой, в 1877—1879 у Н. Н. Еленковского, гармонии и контрапункта в 1879—1881 у Н. А. Римского-Корсакова. С 1899 преподаватель (проф. 2-й степени) конс. по кл. чтения партитур и теоретич. предметам, с 1900—по кл. инструментовки. С 1909 проф. 1-й степени, с 1912 засл. проф. В 1905—1929 директор Петерб. — Петрогр. — Ленингр. конс. Доктор музыки Оксфордского и Кембриджского ун-тов (1907). С 1888 дирижер. С 1904 член Беляевского совета. В 1903—1930 член Драмсоюза. С 1917 член Союза оркестрантов. С 1919 член правления Петрогр. — Ленингр. обл. профсоюза Рабис. С 1922 почетный пред. худож. совета конс. В 1928 пред. Российского и член Всемирного жюри Шубертовского конкурса. В 1928 выехал за границу.