Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - глинский князь иван михайлович

Глинский князь иван михайлович

— сын князя Михаила Васильевича, двоюродный брат царя Иоанна Грозного. Женат он был на Скуратовой-Бельской; одна сестра его жены была замужем за Борисом Годуновым, другая за кн. Дм. Ив. Шуйским, братом царя Вас. Ив. Шуйского. В 1572 г., в походе к Новгороду и против шведов, он состоял при царе Иоанне Васильевиче рындой с большим саадаком. В 1573 г. на свадьбе Арцымагнуса и в 1575 г. на свадьбе царя Иоанна Васильевича с Анной Васильчиковой был одним из поезжан. В 1580 г. конюший на свадьбе царя Иоанна с Марьей Феодоровной Нагой. В 1586 г. пожаловано ему боярство. В 1587 г., на случай прихода крымского царя, стоял с большим полком на берегу реки Оки. В 1588 г. 28 января, на другой день поставления в патриархи Иова, пришел к нему за благословением и принес дары. В 1591 г., во время прихода крымского царя под Москву, кн. Г. был воеводой у царя Феодора Иоанновича во дворе. В 1592 г. с ним вздумал местничаться кн. Андрей Ив. Голицын, назначенный быть воеводой передового полка "для приходу крымского царя", тогда как кн. Г. был воеводой большого полка. Царь велел объявить кн. Голицыну: "что дуруешь, бьешь челом не подельно, и велю на отца дать правую грамоту". В 1598 г. подписался под Соборным определением об избрании царем Бориса Годунова и затем оставлен на Москве, когда царь пошел в Серпухов против крымского царя Казы-гирея. По словам Флетчера, кн. Г. занимал второе место в Боярской Думе, следуя непосредственно за князем Феод. Ив. Мстиславским. Кроме того, он был одним из четырех знатнейших бояр, которые, в бытность Флетчера в Московском государстве, чередовались в качестве воевод большого полка. — Вот те немногие известия, какие имеются о службе кн. Г. Несравненно интереснее и подробнее сведения о его богатстве, почерпнутые нами у Горсея и из духовного завещания самого князя Ив. Мих. Глинского. 31 мая 1584 г. было торжественное венчание на царство Феодора Иоанновича. Обстановка отличалась великолепием. Амвон, на котором сидели государь с митрополитом, аналой, где лежали царские "регалии", и места для духовенства были устланы бархатом, а церковный помост — персидскими коврами и красными английскими сукнами. Одежды придворных, в особенности Годунова и кн. Г., сияли алмазами, яхонтами, жемчугом удивительной величины. Горсей пишет, что одежда и древняя конская сбруя кн. Г. стоили 100000 фунтов стерлингов. Ежегодный доход его, по словам Флетчера, простирался до 40000 рублей.

В духовной, написанной в 1586 г., кн. Г. душеприказчиком назначил Бориса Феодоровича Годунова и так распределил свои вотчины, деньги и вещи: 1) единственной дочери Анне завещал: вотчину в Суздальском уезде, которую пожаловал ему царь взамен отцовской вотчины в Юрьево-Польском уезде; все иконы, ожерелья своих родителей, платья и драгоценности своей матери и своей жены; 1000 руб. в приданое и лошадей, сколько потребуется для ее обихода; 2) свое платье, "саженье", конский наряд, серебряные кубки, братины, ковши и чарки предоставил в распоряжение царя, употребив такое выражение: "Ведает Бог да государь"; 3) лично царю Феодору Иоанновичу завещал бурого аргамака во всем большом наряде; 4) Борису Феодоровичу Годунову: аргамака во всем наряде, булатный юмшан, наведенный золотом, шлем с золотыми украшениями, жемчужное ожерелье своего отца с золотом, булатную саблю, саадак, шитый золотом и серебром, и все "раковинные суды"; жене Бориса Феодоровича, Марье Григорьевне — серебряный вызолоченный кубок; 5) дяде своему кн. Вас. Феод. Скопину-Шуйскому — бурого коня во всем наряде, саадак и булатную саблю (долг не велел с него брать); 6) в Кирилло-Белозерский монастырь 50 руб., Рязанскому архиерею Феодосию, келарю и старцу Троице-Сергиева монастыря, всем вместе 100 рублей; своему духовному отцу, священнику Введенской церкви Ивану Еремееву 15 руб. да "платно" из своего платья; вдовам кн. Юр. Вас. Глинского и кн. Феод. Вас. Сисеева по 20 руб.; 7) похоронить себя он завещал в Троице-Сергиевом монастыре, а потому отдал туда на помин своей души: несколько икон и вотчины в Московском, Ростовском и Переяславском уездах. Одна из вотчин упомянута в завещании царя Иоанна Грозного: "А что есьми пожаловал кн. Михаила княж Васильева сына Львовича Глинскаго вотчиною, и сын мой Иван у княж Михайлова сына у князя Ивана и у его детей не вступается у него ничем, а буде куды нибудь отъедет, и та вотчина сыну моему Ивану". В Троице-Сергиев монастырь он завещал, кроме того, 200 руб., чтобы имя его было вписано в вечный синодик и чтобы дважды в год кормить братию: в день его рождения и в день кончины.

Особенно интересно его распоряжение, касающееся служивших у него людей: "А што люди мои служили у меня полные и докладные и кабальные, и Борису Феодоровичу пожаловати душею моею не вредит тех моих людей отпустит на слободу со всем с тем, хто на чом мне служил и хто в чом ходил, то все им отдати, а дочери моей до моих людей дела нет, и роду моему и племени до моих людей дела нет же; а захочет доч мая звати тех людей к собе, и дочери моей звати их к собе из воли, хто захочет к ней, tot идет; да пожаловати Борису Федоровичю дати наделка людем моим по книгам, што им жалован(ь)я моево шло". Это известие очень интересно, так как указывает, что в XVI столетии письмоводство было уже сильно развито в больших боярских хозяйствах. Кроме того, некоторым из своих людей, особенно близко стоявших к нему по своему служебному положению, он оставил денег и из одежды. Берсегану Акчюрину, может быть управлявшему его имениями или заведовавшему домашним хозяйством, он оставил не только денег, коня во всем наряде и хорошую одежду, но в Переяславском уезде "деревнишко вотчинное Исаково". Не забыты были и нищие; им велено раздать деньги в третий, девятый, двадцатый и сороковой дни по его кончине. Сорокоусты заказать в сорока храмах и дать в каждый из них по двадцать алтын. Духовная заканчивается так: "А во всем в том волен Бог да государь во всех моих животишках, как ему, государю, Бог известит". — Неизвестно, когда именно он принял иночество с именем Ионы. Умер он в январе 1602 г. и погребен 27 января в Троицкой лавре (по вкладной книге Псково-Печерского монастыря он умер 12 апреля).

"Акты Арх. Экс.", II. — "Акты Зап. России", IV. — "Доп. к акт. ист.", т. I. — "Др. Росс. Вивл.", XIII, XX. — "Симб. Сборн.". — Лобанов-Ростовский, "Русск. Родосл. кн.", 2-е изд. — "Писц. кн.", I. — Карамзин, IX, XXI. — Соловьев, VII. — Середонин, "Соч. Джильса Флетчера "Of the russe common wealth", как исторический источник". СПб., 1891 г. — Лихачев, "Сборник актов, собр. в архивах и библиотеках", СПб., 1895 г., № XIX (Духовная кн. Ив. Мих. Глинского). — Рождественский, "Служилое землевладение в Московском государстве XVI в.". СПб., 1897 г. — "Путешествия в Московию Еремея Горсея". Перев. с англ. Юрия Толстого. М. 1907 г. — "Московский Некрополь", І. — "Летопись Ист. Родословн. Общ.", 1914 г., вып. 1—2, стр. 36 (вкладн. кн. Псково-Печерск. мон.). — "Известия Русск. Генеалог. Общества", т. І, отд. III, стр. 12.

В. Корсакова.

{Половцов}



Глинский, князь Иван Михайлович

(последний в фамилии), 1586 г. боярин и воевода большего полка 1587 и 1592 г., † 1602 г.

{Половцов}

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое глинский князь иван михайлович
Значение слова глинский князь иван михайлович
Что означает глинский князь иван михайлович
Толкование слова глинский князь иван михайлович
Определение термина глинский князь иван михайлович
glinskiy knyaz ivan mihaylovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):