Большая биографическая энциклопедия - глушковский адам павлович
Глушковский адам павлович
— балетмейстер Императорских Московских театров, получил воспитание в Петербургском театральном училище, где был одним из любимых учеников знаменитого Дидло. В его хореографическом образовании большую роль сыграл Дюпор, которому он вначале подражал. Один современник так говорит (в статье, напечатанной в "Вестнике Европы" за 1812 г.
) о влиянии Дюпора на Г. и о преимуществах последнего перед первым: "Г., который летает теперь зефиром, конечно много обязан французскому танцовщику: не можно дать себе легкости, но можно перенять некоторые приемы, шаги, выступку, положение тела — и в этом надо отдать справедливость переимчивости г-на Глушковского. A в рассуждении игры пантомимической он уже и теперь имеет большое преимущество перед Дюпором, которой по летам своим неспособен к усовершению, между тем как наш юный ученик театральной школы дает о себе весьма приятную надежду".
В 1811 г. Г. послан был в Москву. В феврале 1812 г. он танцевал в Арбатском театре в балете "Алжирцы, или побежденные морские разбойники", а 7 мая в пантомимном балете "Деревенская героиня", поставленном для бенефиса Махаевой и его самого. 1 сентября Г. выехал из Москвы в Кострому, назначенную местопребыванием для московских театральных учреждений, но костромской губернатор поместил театральное училище в Плесе, где Г. возобновил занятия с учениками и ученицами. В феврале 1813 г. Г. переехал с училищем из Плеса в Кострому, а затем в Москву; спектакли по возвращении туда возобновились только 30 авг. 1814 г. Весь балет того времени держался на одном Г., совмещавшем должности "дансера", балетмейстера и учителя театральной школы. Его ученицами были лучшие балерины 10-х и 20-х годов XIX ст.: Глушковская (1812), Новицкая (1813), Кроткова 3 (1817), Лобанова (1820), Лопухина (1822). В 1817 г. Г. повредил себе спину, а в 1818 г. вывихнул ногу, что однако не помешало его дальнейшей балетмейстерской деятельности.
14 октября 1824 г., в день открытия Малого театра, дан был поставленный Г. анакреонтический балет Дюпора в 1 д. "Зефир, или Ветреник, сделавшийся постоянным", но для постановки новых балетов в день открытия Большого театра, заведовавший Московскими театрами генерал-губернатор кн. Д. В. Голицын ходатайствовал о командировке в Москву Дидло, а за отказом в этой командировке решил послать в Петербург Г.
, и 30 мая 1824 г. просил о предоставлении последнему возможности заимствовать у Дидло один или два больших балета. Однако для первого спектакля в новом Большом театре танцы в прологе и балет ("Сандрильона" Альберта) поставлены были не Г., а балериной Гюлен-Сор. По штатам 1825 г. Г. положено было жалованье в 4000 рублей. Как артист и балетмейстер Г.
пользовался большим успехом у публики, в особенности в балетах "Остров любви", "Руслан и Людмила", "Черная шаль", "Александр Македонский", "Очарованный замок". В течение своей 30-летней службы он поставил в театрах Арбатском (1812), Апраксина на Знаменке (1814—1818), Пашкова на Моховой (1818—1824), Малом (с 1824 г.) и Большом (с 1825 г.) множество балетов как своих, так и чужих.
Им были поставлены следующие собственные балеты и бывшие тогда в большой моде дивертисменты: в 1812 г. — "Дафнис и Хлоя", анакреонт. бал. (24 мая), в 1814 г. — "Остров любви, или Забавы сельских пастухов", бал. (9 сент.), "Деревенские забавы", диверт. (9 окт.), "Развратный, или Вертеп разбойников", героич. бал. в 3 д. (29 окт.) и новый турецкий дивертисмент (27 ноября), в 1815 г.
— "Венецианский карнавал", диверт. (7 янв.), "Великодушие турецкого паши", бал. (18 янв.), "Праздник на морской пристани, или Супружеское примирение", бал. в 1 д. (5 мая), "Poзa и Колин", бал. (26 июля), "Гулянье на Воробьевых горах", дивертисмент (25 ноября), и "Филатка с Федорою у качелей под Новинским", диверт., муз. Давыдова (22 дек.), в 1816 г. — "Смерть Рожера, ужаснейшего атамана разбойников Богемских лесов, или Оправданная невинность несчастного сына его Виктора", трагипантомим. бал. в 4 д., взятый из романа Дюкре-Дюмениля "Виктор, или Дитя в лесу" (14 янв.), "Торжество россиян, или бивак под Красным", диверт.(4 февр.), "Торжество победы", диверт. (7 февр.), "Сельский праздник", диверт. (1 июня), "Гулянье 1 мая в Сокольниках", диверт., муз. Давыдова (1 сент.), "Пример добродетели молодых господ", диверт. (3 окт.), "Счастливая пристань, или Четыре части света", диверт. (9 ноября), "Торжество Александра Македонского, или Побеждение Дария", большой трагипантомим.
бал. в 4 д. (28 дек.), и "Игрища на святках", диверт. (28 дек.), в 1847 г. — пейзанский диверт. (15 апр.), русский диверт. (13 июня), "Казаки на Рейне", диверт" (5 окт.), "Сильний и Аминта, или Побежденный Циклоп", анакреонт. бал. в 3 д. (3 дек.), и "Ярмарка на Урюпинской станице", диверт. (26 дек.), в 1918 г. — "Преступник от любви", пантомим. бал. (17 июня), "Маскарад, или Осмеянный старый волокита", диверт.
(17 июня), "Персей, освобождающий Андромеду от морского чудовища", героич. бал., муз. Ленгарда (22 ноября), и "Невское гулянье", диверт. (13 дек.), в 1820 г. — "Казаки в походе, или Филатка и Федора с детьми", диверт. (22 янв.), и "Маскарад, или вечер в саду", диверт. (2 дек.), в 1821 г. — "Разбойники Средиземного моря, или Благодетельный алжирец", бал.
в 3 д., муз. Шольца (11 янв.), "Пагубные следствия пылких страстей Дон-Жуана, или Привидение убитого им командора", пантомим. бал. в 4 д., муз. Шольца (2 сент.), и "Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника", героич.-пантомим. бал. в 5 д., муз. Шольца (16 дек.), в 1822 г. — "Хитрость любви, или Завербованный простак", бал. в 2 д., муз.
Шольца (3 февр.), в 1823 г. — "Старинные игрища, или Святочный вечер", диверт., муз. Шольца (25 янв.), "Три талисмана, кошелек, рожок и пояс, или восточный чародей", бал. в 3 д., муз. Шольца (12 сент.), в 1825 г. — "Вечер артистов, или Кто во что горазд", диверт. (23 янв.), в 1826 г. — "Три пояса, или Русская Сандрилиона", национальн. бал. в 3 д., муз. Шольца, сюжет взят из сказки Жуковского (20 окт.
), в 1827 г. — "Праздник гарема", диверт. в 3-й части трилогии "Керим-Гирей, крымский хан" (18 янв.), в 1831 г. — героико-трагическая пантомима, в 1 акте, извлеченная из балета "Руслан и Людмила" (15 мая), и "Черная шаль, или Наказанная неверность", пантомимный бал. в 1 д., взятый из молдавской песни Пушкина (11 дек.), в 1833 г. — "Разрушение очарованного замка, или Побежденный волшебник", волшебно-героич.
бал. в 2 д., сюжет взять из старинной немецкой баллады, муз. Н. П. Де Витте (20 окт.), "Татьяна Прекрасная на Воробьевых горах" (8 дек.). Из чужих балетов поставлены Г.: "Севильский цирюльник" Дюпора (20 ноября 1814 г.), "Медея и Язон" Пика (28 ноября 1819 г.), где он исполнял роль Язона, "Рауль синяя борода" Вальберха (29 апр. 1820 г.), "Азима и Зюльма" Бодри (11 сент.
1822 г.), "Урок Чародея" Огюста и Дидло (27 янв. 1827 г.), дивертисмент "Возвращение кн. Пожарского в свое поместье" и ряд балетов Дидло: "Зефирь и Флора" (9 окт. 1817 г.), "Венгерская хижина" (3 ноября 1819 г.), "Молодая молочница" (21 сент. 1821 г.), "Приключение Генриха IV на охоте" (7 окт. 1821 г.), "Калиф Багдадский" (21 сент. 1822 г.), "Леон и Тамаида" (22 февр. 1823 г.
), "Евфимий и Евхариса" (15 дек. 1824 г.), "Рауль де Креки" (23 окт. 1825 г.), "Кавказский пленник" (4 окт. 1827 г.), "Альцеста" (4 окт. 1828 г.), "Роланд и Моргана" (17 окт. 1829 г.), "Карл и Лизбета" (4 окт. 1835 г.). Постановки Г. носили отпечаток вкуса и характера его учителя Дидло. Анонимный автор статьи о московских балеринах М. Н. Муравьевой и Л. А. Рославлевой в "Ежегоднике Имп.
Театров" 1904—1905 гг. (Приложение) называет Г. "копиистмейстером", потому что, когда московская дирекция посылала его в Петербург изучать постановку новых балетов, он с буквальной точностью воспроизводил их на московской сцене; все балеты Дидло поставлены были, по выражению того же автора, "как удачные копии с картин знаменитых художников".
Г. ставил также танцы в операх и других пьесах. .