Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - горбов дмитрий александрович

Горбов дмитрий александрович

[1894—] — литературный критик, член ВКП(б). Считает себя марксистом, "учеником классиков марксизма", что не соответствует действительности. Даваемые им определения искусства противоречивы, неясны и по существу немарксистские. "Искусство есть противоречие. Оно призвано обнаруживать препятствия, недоступные взгляду поверхностному" ("Поиски Галатеи"). "Искусство есть наиболее углубленное и полное выражение связи между субъектом и объектом". "Назначение искусства в том, чтобы истолковать для современников и последующих поколений внутренний смысл той эпохи, в которую это искусство творится". Лишь случайно и мимоходом оговаривается классовая обусловленность искусства. "Искусство есть познание действительности, разумеется классово преломленное" (там же). Однако классовый характер искусства и его социальная обусловленность сейчас же ограничиваются или прямо отрицаются. "Искусство неизменно идет своими путями, если оно только подлинное искусство". "Все определения художника в его классовой замкнутости бессильны охватить его творчество" ("М. Горький"). "Художник всегда в некотором разладе со своим классом". "Человек, пребывающий в полной внутренней гармонии со своим классом, никогда не познает его в образах искусства. Ему как художнику нечего будет сказать". Марксистское положение, что "произведение данного художника является показом его классового бытия", объявляется Г. "детской болезнью", к-рую надлежит "изжить". Между теоретическими положениями Г. и его критической практикой нет внутренней связи. Заявляя, что его "позиция обязывает его в оценке каждого литературного факта подходить к нему диалектически как к единой системе, все части которой предопределены природой того общественного явления, которое создало этот факт, и тем самым соподчинены друг другу", Г. нигде не подвергал такому анализу отдельные произведения или совокупность произведений того или иного из современных писателей. Вместо научного анализа с указанной правильной точки зрения то и дело господствует чистейшая словесность. Так "внутренний стиль" Л. Леонова характеризуется следующим ничего не объясняющим сравнением: "Это плавная и гибко-извилистая река центральной полосы России, послушно отражающая в своем чистом, прозрачном, но и глубоком потоке все разнообразие прибрежной жизни и изменчивость неба над ней". Как критик Г. — преимущественно публицист. Сторонник Воронского (см.), Г. вместе с ним возглавлял литературную группировку "Перевал" (см.), возникшую в противовес ВАППу. По мере обострения классовой борьбы на литературном фронте и наступления боевой марксистской критики против писателей буржуазного и специфически мелкобуржуазного направления Г. сочинил особую теорию самоценности искусства как такового, независимо от его классового содержания, в статье "Поиски Галатеи". "Задача художника не в том, чтобы показать действительность, а в том, чтобы строить на материале реальной действительности, исходя из нее, новый мир — мир действительности эстетической, идеальной. Построение этой идеальной действительности и есть общественная функция искусства" ("Поиски Галатеи"). Если общественная функция писателя только в том, чтобы строить некий идеальный эстетический мир независимо от того, какова классовая и социальная направленность и наполненность этого идеального эстетического мира, то очевидно нет никакого основания бороться против вторжения в литературу буржуазных и антисоветских тенденций, раз они составляют органическую составную часть этого идеального эстетического мира. Статьи Г. собраны в сборниках: "У нас и за рубежом" (изд. "Федерация", 1928), "Поиски Галатеи" (изд. "Круг", 1928). Кроме того Горбову принадлежит книга о Горьком ("Круг", 1928) и о Беранже (Гиз). О нем и против него см. статьи Долова и Беспалова (журнал "Культура и революция"), Авербаха ("На литературном посту") и Ольхового ("Печать и революция").

Библиография: 1. Жизнь и творчество Беранже, Гиз, М., 1925; И. Эренбург и современность, "Новый мир", 1925, IV; Итоги литературного года, "Новый мир", 1925, XII; Художественная проза в 1925, "Книгоноша", 1926, II; Мертвая красота и живучее безобразие, "Красная новь", 1926, VII; Дневник обнаженного сердца, "Красная новь", 1926, VIII; В поисках темы, "Красная новь", 1926, XII; "Перевал" и правый уклон в литературе, "Прожектор", 1927, № 9; 10 лет литературы за рубежом, "Печать и революция", 1927, № 8; Об Александре Яковлеве, "Красная новь", 1927, II; У нас и за рубежом, Лит-ые очерки, изд. "Круг", М., 1928; Путь М. Горького, изд. "Круг", М., 1928; Поиски Галатеи, статьи о литературе, изд. "Федерация", М., 1929.

II. Беспалов И., Без компромиссов (Заметки о литературной критике), "Революция и культура", 1928, № 22; Долов, Кривое зеркало нашей литературы, там же, 1928, № 12; Авербах Л., Долой Плеханова (Куда растет школа Воронского), сб. "Творческие пути пролетарской литературы", II, Гиз, М., 1929; Фриче В. М., Откровения мистера и миссис Боиттлинг об искусстве, "Печ. и рев.", 1929, № 4.

{Лит. энц.}

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое горбов дмитрий александрович
Значение слова горбов дмитрий александрович
Что означает горбов дмитрий александрович
Толкование слова горбов дмитрий александрович
Определение термина горбов дмитрий александрович
gorbov dmitriy aleksandrovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):