Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - гордин яков михайлович

Гордин яков михайлович

— основатель "Духовно-библейского братства", драматург и реформатор еврейского театра; род. в Миргороде (Полтавской губ.) в 1853 г. в зажиточной семье, ум. в Нью-Йорке в 1909 г. Получив воспитание в новом духе тогдашних маскилим, Г. в начале 70-х гг. стал принимать участие в русской журналистике. Под разными псевдонимами (Иван Колючий и др.) он сотрудничал в либеральных органах: "Заря", "Елисаветградский вестник" и "Одесские новости", а в петербургской "Неделе" помещал очерки и рассказы из еврейской жизни. Рассматривая традиционный иудаизм с ассимиляционно-рационалистической точки зрения, он задумал радикально реформировать иудаизм и весь уклад еврейской жизни. Г. находил, что духовное возрождение народа и его перевоспитание мыслимы только при превращении традиционной религии в рационалистическое этико-социальное учение и при очищении первоначального библейского иудаизма от обрядностей, обычаев и всех наслоений талмудическо-раввинской письменности. Основной задачей жизни Г. считал нравственное совершенствование личности, мыслимое только при культе физического труда, в особенности земледельческого (который евреям, впрочем, не был доступен) и отвращении к торгашеству и факторству. Для пропаганды своих идей Г. с некоторыми единомышленниками основал в январе 1880 г. "Духовно-библейское братство" (см.). Он был главным организатором собраний "братства", на которых читал проповеди и пропагандировал идеи новой организации. Благодаря энергии Г. "братству" удалось обосноваться в Одессе, где на собраниях оппонентом Г. часто выступал известный писатель Лилиенблюм. [Особенное раздражение вызвало среди евреев появившееся в газете "Южный край" вскоре после погромов 1881 г. письмо "брата библейца", в котором последний возлагает ответственность за печальные события на самих евреев, которые-де своей "алчностью, назойливостью и пронырливостью вызвали погромы, и как панацею против погромов он предлагает вырвать гнилой зуб", т. е. отказаться от Талмуда (ср. "Русский еврей", 1881, № 27)]. — Когда после погромов некоторые участники "братства" стали агитировать за эмиграцию в Америку, Г. особенно настаивал на необходимости остаться на родине и стремиться здесь к земледельческому труду и сам в течение нескольких лет занимался земледелием. В 1890 г. Г. уехал в Америку, чтобы, по словам Г. Гангуда, "иметь возможность жить на ферме и проводить идеи Толстого на практике". Г., конечно, не удалось пристроиться на ферме, и он первое время сильно бедствовал. Затем он стал издавать в Нью-Йорке русскую газету, сотрудничая в то же время в разных журналах. Познакомившись с известным еврейским артистом Я. Адлером (см.), Г. заинтересовался еврейским театром, и это имело решающее значение для всей его дальнейшей литературной деятельности. Чрезвычайно низкий уровень театрального репертуара побудил Г. испытать свои силы в еврейской драме. Первая его пьеса, "Sibirien", поставленная в 1892 г., имела большой успех, что и побудило Г. всецело отдаться евр. театру. Написанные Г. с лишком 70 пьес произвели настоящий переворот на евр. сцене. Вместо нелепых буффонад и мелодрам с картонными манекенами прежнего репертуара Г. первый пытался дать реальные бытовые пьесы с живыми, ясно очерченными лицами. Драмы Г. явились первой школой для евр. артистов, где они могли проявить свои силы и развить дарования. Но, считаясь с невзыскательными вкусами еврейской публики, Г. старался, однако, сохранить в своих пьесах и мелодраматический элемент, от которого далеко не вполне свободны даже лучшие его драмы "Mirele Efross", "Gott, Mensch und Teufel", "Chassja di Jessoime", "Der unbekante", "Kreizer Sonata" и др. Г. — превосходный знаток сцены, и его пьесы смотрятся с интересом, но при всем том его репертуар весьма однообразен. Круг идей и проблем у Г. весьма ограничен. В его пьесах преобладают не только мещанские герои, но и мещанские добродетели и идеалы. В тех пьесах, где Г. обличает ортодоксию и хасидизм ("Goluss Galizien" и др.), он проводит поверхностные и тенденциозно односторонние взгляды старого времени. Там же, где он пытается затронуть более глубокие и значительные проблемы, он терпит неудачу. Его таннай-еретик Ахер, борющийся за свободу духа и личности (в пьесе "Еlischa Ben-Abuja"), ходулен и нереален. Также безуспешной оказалась попытка Г. разработать великую проблему библейской книги Иова и Гетевского Фауста в пьесе "Gott, Mensch und Teufel". Главная фигура — Гершеле Дубровнер — бледна, и только второстепенные повседневные мещанские персонажи обрисованы живо и реально (под заглавием "Сатана" русский перевод этой пьесы с успехом ставился на петербургской и провинциальных сценах в конце 1909 г.). Г. печатал также в еврейских органах очерки и рассказы, вышедшие в 1908 г. отдельным изданием. Г .пользовался большой популярностью в нью-йоркской еврейской общине, устроившей любимому писателю исключительные по своей грандиозности похороны. — Ср. "Теософическое обозрение", 1907, XI (статья Духовно-библейское братство); D. Pinsky, Das jüdische Drama; Г. Гангуд в "Евр. жизни", 1905, XII, 171—2; H. Solotareff, в Fraind, 1909, №№ 165—6; M. Lilienblum, ibid., №№ 127, 175—6; Н. Ровенский в "Рассвете", 1909, №№ 23—4; Haboker, 1909, № 140; M. Wintschewsky, A Tog mit Jakob Gordin (1909).

С. Ц.

{Евр. энц.}

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое гордин яков михайлович
Значение слова гордин яков михайлович
Что означает гордин яков михайлович
Толкование слова гордин яков михайлович
Определение термина гордин яков михайлович
gordin yakov mihaylovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):