Большая биографическая энциклопедия - горнфельд аркадий георгиевич
Горнфельд аркадий георгиевич
— критик-теоретик. Род. в 1867 г. Окончил курс в Харьковском университете по юридическому факультету, но вместе с тем изучал на филологическом факультете теорию словесности под руководством Потебни; позже занимался в Берлине вопросами литературного творчества под руководством Лацаруса и Гейгера. Журнальную деятельность начал в "Русском Богатстве", где состоит постоянным сотрудником критического отдела, а последние годы членом редакции. Более крупные его статьи: "Забытый писатель" (Кущевский, 1895, 12); "Критика и лирика" (1897, 3); "И. И. Дитятин" (1896, 2); "Поль-Луи Курье" (1898, 5 и 6); "Муки Слова" ("Сборн. Русск. Богатства", 1899), "Памяти Герцена" (1900, 1); "Теория и практика изучения литературы" (1901, 1); "Русские женщины Hекрасова в новом освещении" (1904, 4); "Экспериментальное искусство" (1904, 7). Принимает также участие в "Журнале для Всех", "Восходе" и "Сыне Отечества", где заведует литературным отделом. В настоящем Словаре написал множество статей об иностранных и русских писателях и наиболее крупные статьи по вопросам теории словесности (главные — "Поэзия" и "Поэтика"). В изд. соч. Шиллера под редакцией С. А. Венгерова ему принадлежат, кроме нескольких переводов, пояснительные примечания и "пояснительный исторический словарь к художественным произведениям Шиллера". Г. — критик-аналитик. Главные литературные интересы его — в сфере эстетики. Это, однако, не та старая эстетика, которая брала на себя направлять творчество писателя и обыкновенно запрещала ему касаться всего, что выходит за пределы "чистого искусства". Г. занимает эстетика научная, ничего не предписывающая и только объективно анализирующая. С внешней стороны это как будто воскрешение старой риторики, потому что автор очень много занимается чисто внешним выражением поэтического творчества, теми "муками слова", которые неизбежны при всякой формулировке серьезной мысли и серьезного настроения в сжатой и изящной форме; но в действительности им только выясняется органическая связь литературного творчества, как явления языка, со всей совокупностью психологических и социологических основ искусства.
С. В.
{Брокгауз}
Горнфельд, Аркадий Георгиевич
— критик; род. в 1867 г. Отец его по окончании житомирского раввинского училища состоял нотариусом в Севастополе, сотрудничал в еврейских изданиях. Окончив симферопольскую гимназию и Харьковский университет (по юридическому факультету), Г. был студентом Берлинского университета, где влияние на него оказали лекции Лацаруса. Здесь в 1891 г. Г. начал свою литературную деятельность статьей в "Харьковских ведомостях" о проф. Потебне. Состоя с 1895 года постоянным сотрудником, а с 1904 г. членом редакции "Русского богатства", Г. напечатал здесь ряд работ по теории и истории литературы ("Забытый писатель", 1895; "Критика и лирика", 1897; "П. Л. Курье", 1898; "Муки слова", 1899; "Русские женщины Некрасова", 1904; "Будущее искусства", 1908) и более трехсот рецензий и заметок, из коих многие затрагивают еврейские темы. Горнфельд принимал деятельное участие в "Журнале для всех", "Сыне Отечества", "Вестнике и библиот. самообразования", "Нашей жизни", "Товарище", в собраниях сочинений Шиллера, Шекспира, Пушкина (под редакц. С. А. Венгерова), в "Энциклопедическом словаре" Брокгауза и Ефрона, "Артисте", "Большой энциклопедии", "Истории русской литературы", сборниках: "На славном посту", "В защиту слова", "Зарницы" и др. изданиях. Отдельно вышли; "Муки слова" (СПб., 1906), "Книги и люди" (1908), "На западе" (1910). В 1909 году под редакцией Г. вышло научное издание сочинений С. Т. Аксакова, а в 1900 — перевод "Духа законов" Монтескье. В теоретических работах по литературе Г. примыкает к научно-философскому направлению В. Гумбольдта, Штейнталь-Лацаруса, Потебни и Веселовского, рассматривая поэзию как коллективное познание в образах и привлекая к анализу писателя по преимуществу элементарные формы его творчества стиль, язык и т. п. С. А. Венгеров характеризует Горнфельда как критика-аналитика, которого интересует научная эстетика, ничего не предписывающая и только объективно анализирующая; с внешней стороны это как будто воскрешение старой риторики, потому что автор очень занимается чисто внешним выражением поэтического творчества, "муками слова", но в действительности им только выясняется органическая связь литературного творчества как явления языка, со всей совокупностью психологических и социологических основ искусства. — В течение ряда лет Г. следил за еврейской жизнью, откликаясь на ее литературные явления в общих и еврейских органах: "Русском богатстве" ("Теодор Герцль", 1904), "Восходе", "Свободе и равенстве", "Еврейском мире" ("Жаргонная литература на русском книжном рынке"), "Новом Восходе"; критико-биографическим предисловием его снабжен русский перевод "Этики иудаизма" Лацаруса (Одесса, 1903). — Г. состоял членом редакционной комиссии, заведовавшей изданием "Регест и надписей по истории евреев в России"; сотрудничает в "Еврейской энциклопедии". — Ср. Большая Энциклопедия, т. VII; Брок.-Ефр. (II т. доп.).
{Евр. энц.}
Горнфельд, Аркадий Георгиевич
[1867—] — современный русский литературовед. Окончил курс в Харьковском университете, изучал теорию словесности под руководством Потебни. Начиная с 90-х гг., сотрудничал в ряде периодических изданий: "Журнале для всех", "Восходе", "Русском богатстве". Принимал участие в "Энциклопедическом словаре" Брокгауза и Ефрона, где поместил ряд статей по теории поэзии, в "Еврейской энциклопедии". Г. являлся также одним из видных участников сборников "Вопросы теории и психологии творчества", издаваемых группой педагогов и ученых — Лезиным, Харциевым, Овсянико-Куликовским и др.