Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - городецкий сергей митрофанович

Городецкий сергей митрофанович

(род. 1884) — современный русский поэт; из дворян; сын литератора-этнографа; окончил историко-филологический факультет Петербургского ун-та (специальность — теория и история искусства и литературы). Во время империалистской войны, в 1916—1917, — корреспондент "Русского слова" на азиатском фронте (в Турецкой Армении и Персии). В 1918—1920 — в меньшевистской Грузии и в муссаватистском Азербайджане. С 1920, после освобождения Закавказья от белых, Городецкий принимает участие в советской работе на литературно-театральном поприще (заведовал последовательно литературной частью "Известий", затем театра Революции, Культотдела МГСПС; редактор журнала "Искусство трудящимся" и т. д.).

Писать стихи стал с детства; первая же книга "Ярь" (1907) обратила на себя внимание. Поэзия Г. 1907—1912 входит в русло символистского движения. Ранние работы Г. (сборники "Ярь" и "Перун", 1907) интересны прежде всего попыткой синтезировать языковые достижения символизма с народной речью (здесь — отчасти — истоки позднейшей "крестьянской" поэзии и — в известной мере — футуризма). Характерно также отражение в этих первых опытах Г. социальных мотивов (отзвуки революции 1905). Поэтика Г. этого периода отчасти примыкает к бальмонтовской (гегемония напевности), но наиболее сильное влияние на него оказали Вяч. Иванов и А. Блок. В дальнейшем Г. вводит в поэтический оборот и совершенно новые ритмы, которые доныне удержались в литературе. Но уже и тогда Г. выделяло из среды символистов "непосредственное упоение бытием", жизнерадостное и жизнелюбивое мироощущение. В 1912 Г. порвал с символизмом и вместе с Гумилевым (см.) основал новое течение — акмеизм. Отвечая запросам буржуазной интеллигенции предвоенной поры, Г. стремился свести поэзию с мистических высот на землю, придать ей трезвый вещный, материальный отпечаток. Своему собрату по школе О. Мандельштаму Г. ставит в заслугу то, что "он верит в вес, он чтит пространство, он нежно любит материал, он вещества не укорял за медленность и постоянство". В связи с этим в поэтике Г. живописность, пластичность сменяет былую музыкальность и напевность. — Империалистскую войну 1914 Г., как и все акмеисты, встретил патриотическими стихами. К 1915 относится организация кружка крестьянских писателей "Краса", из которого вышли поэты Есенин, Клычков и др.

Отдавая в последние годы много времени практической редакционно-издательской и театральной деятельности, Г. вместе с тем работает и в области литературы, опубликовав с 1920 несколько сборников стихов, прозы, ряд пьес и произведений, предназначенных для массового читателя; отдельно необходимо отметить большую его работу по созданию детской литературы. Г. стремится слить свое поэтическое творчество с общим советским строительством, искренно разрывая со старыми навыками и традициями. "Пусть с кровью мы сдираем ветошь, но мы сдерем ее с себя", — писал он в одном стихотворении. Но это преодоление "ветоши" дается Г. нелегко: его революционным стихотворениям зачастую недостает четкости и цельности, столь характерных для прежнего творчества Г.

Городецкий много работал и как критик. Важнейшая его критическая статья — "Некоторые течения в современной русской поэзии" ("Аполлон", № 1 за 1913) — была программным манифестом акмеизма. Следует отметить еще: вводную статью к собранию сочинений И. С. Никитина (1911); статью о В. Г. Короленко (в сборнике "Наши дни", № 2, Москва, 1922). Прозаические произведения Г. (в т. ч. и лучшие вещи, как роман "Алый смерч", повесть "Сутуловское гнездовье" и проч.) представляют значительно меньший интерес (за исключением некоторых сказок). Из довольно многочисленных переводов Г. особо примечательны "Ночь" М. Мартине, "Тюремные песни" Э. Толлера, две пьесы Мольера. "Собрание стихов" Г. изд. в 2 тт., СПб, 1909—10; избранные стихи — Изборник, М., 1916; из позднейших сборников основные: Ива (1913), Цветущий посох (1914), Серп (1921), Миролом (1923), Грань. Лирика 1918—28, М., 1929.

Лит.: Библиография — в книгах Владиславлева И., Русские писатели, Ленинград, 1924, и Литература великого десятилетия, Москва — Ленинград, т. I, 1928; у Е. Никитиной, Русская литература, Москва, 1926; Брюсов В., Далекие и близкие, Москва, 1912; Гумилев Н., Письма о русской поэзии, Петроград, 1923; "Новый мир", № 2, 1930 (ст. А. Глаголева), "Красная новь", № 3, 1930 (ст. Е. Брайниной).

Г. Лелевич.



Городецкий, Сергей Митрофанович

[1884—] — современный поэт. Род. в Петербурге в семье литератора-историографа. Образование получил на историко-филологическом факультете Петербургского университета.

Первая книга стихов — "Ярь" — появилась в 1907. До 1912 Г. примыкал к символистам. В 1912 г. от этого течения отошел и вместе с Н. Гумилевым организовал группу акмеистов. В 1915 — начало расхождения с акмеистами и участие в организации крестьянских поэтов, в которую входили Клюев, Ширяевец, Есенин. В 1916 г. — уехал на фронт в Турецкую Армению корреспондентом "Русского слова". В начале революции, находясь в армии в Тифлисе, организовал тифлисский цех поэтов. Меньшевиками был выслан из Тифлиса. В 1920, с первого дня советской власти на Кавказе, заведовал худ. отд. Кавроста, организовал театр Сатир-агит. С 1921—1924 руководил лит-ой частью в Театре Революции, театре МГСПС, редактировал журнал "Искусство трудящимся". В 1925 вернулся к художественной работе. В настоящее время пишет преимущественно для массового читателя (агитстихи, пьесы, проза) и для детей. Член ВКП(б).

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое городецкий сергей митрофанович
Значение слова городецкий сергей митрофанович
Что означает городецкий сергей митрофанович
Толкование слова городецкий сергей митрофанович
Определение термина городецкий сергей митрофанович
gorodeckiy sergey mitrofanovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):