Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - грин александр степанович

Грин александр степанович

(псевд. Александра Степановича Гриневского) (1880-1932).

Видный рус. сов. прозаик, более известный произв. др. жанров (романтической прозы), ныне один из самых читаемых отечественных авторов, создатель уникального худож. мира, чье тв-во близко и к фэнтези, и к утопии, и к лит-ре о сверхъестественном. Род. в г.Слободский (Вятской губ.), провел тяжелое детство, перепробовал множество профессий: был матросом, грузчиком, золотоискателем, лесорубом, плотогоном, маляром, гасильщиком нефтяных пожаров, выступал шпагоглотателем в бродячем цирке. Записался в армию, дважды бежал из батальона; увлекшись эсэровской пропагандой, занялся революционной деятельностью, подвергался тюремному заключению и ссылкам (выбрал лит. псевд., потому что разыскивался полицией). Печататься начал с 1906 г.; с 1910-х гг. професс. писатель. После Окт. революции держался вызывающе в стороне от "генеральной линии" сов. лит-ры, встречая непонимание и неприязнь критики (хотя избежал той травли, к-рая досталась Е.Замятину, М.Булгакову и др. "неприсоединившимся"); результатом стало постепенное отлучение Г. от лит-ры и читателей. Умер в Старом Крыму от рака, в нищете и одиночестве.

Пик читательской популярности Г. пришелся на период хрущевской "оттепели" (незадолго до этого, в разгар кампании против "безродных космополитов", произв. писателя были вычеркнуты из планов изд-в, не выдавались в б-ках); в 1960-х гг., на волне нов. роматического подъема в стране Г. превратился в одного из самых издаваемых и почитаемых отечественных авторов, кумира молодого читателя. Тогда же выяснилось, что мн. аспекты его тв-ва выдуманная писателем, никогда не существовавшая на геогр. картах Страна Гринландия, внешне реалистическая и худож. совершенная, также пронизывающая почти все гл. произв. фантастика (в широком спектре от НФ до фэнтези, готического романа и "лит-ры ужасов") и общая романтическая недосказанность, позволяют считать Г. одним из недооцененных при жизни основоположников сов. фантаст. лит-ры. В то же время его проза с трудом поддается точной жанровой классификации, и всякая привязка к уже существующим "ярлычкам" неизбежно приведет к искажению реального уникального места Г. в отечественной лит-ре.

В сов. время вышли 11 сб. р-зов Г., а также крупные вещи "повесть-феерия" "Алые паруса" (1923) и романы: "Блистающий мир" (1923; 1924), "Золотая цепь" (1925; 1926), "Сокровище Африканских гор" (1927), "Бегущая по волнам" (1928), "Джесси и Моргиана" (1929), "Дорога никуда" (1930). Попытки объединить их предпринимались еще до революции Собр. соч. в 3-х тт. (1913), незаконченное ПСС в 15-и тт. (1928-29) и были продолжены в последние десятилетия: Собр. соч. в 6-и тт. (1965) и др. Хотя ряд специалистов вообще склонен отрицать принадлежность Г. к фантаст. лит-ре, ее элементы легко различимы во всем его тв-ве. Мн. герои обладают фантаст. способностями: ходят по воде, "аки по суху" "Огненная вода" (1917), "Бегущая по волнам"; летают как птицы "Состязание в Лиссе" (1921), "Блистающий мир"; им присущ дар ясновидения как в р-зе "Путь" (1911), или чудовищная сила как в р-зе "Гатт, Витт и Редотт" (1924); однако все эти свойства никак науч. не обоснованы и представляют собой худож. прием "символической" (по определению самого Г.) прозы. Однако можно обнаружить в ней и прямое использование элементов НФ: в "Золотой цепи" действует робот -слуга, а в р-зе "Серый автомобиль" (1925), приближающемся к жанру "лит-ры ужасов", еще одна механическая "кукла", ополчившаяся на своего создателя.

Более чем вольная экранизация последнего р-за (см. "Господин оформитель") имеет минимальное отношение к первоисточнику; выход фильма подытожил череду многочисленных и за исключением, м.б., нефант. фильма "Алые паруса" (1961) откровенно неудачных отечественных экранизаций Г. (см. "Бегущая по волнам", "Блистающий мир", "Золотая цепь"). Методы комбинированной съемки позволяли показать летящего человека, в то время как, по характеристике самого Г., "это вовсе не человек летает, это парение духа!" (о романе "Блистающий мир"). Худож. мир Г. по-своему утопичен, идеален и населен часто идеальными героями, нашедшими свое счастье и воплотившими в жизнь свои грезы, и этим принципиально отличается от мира произв. Э.По и А.Бирса, с к-рыми писателя чаще всего сравнивают. Влияние его на отечественную НФ в осн., косвенное, однако "в значительной мере ему мы обязаны тем, что наша фантастика, отсвечивающая металлом звездолетов и счетнорешающих машин, потеплела в 50-60-е годы человеческими страстями" (А.Бритиков).

В. Р.

Лит.:

В.Ковский "Александр Грин. Преображение действительности" (1967).

В.Ковский "Романтический мир Грина" (1969).

Е.И.Прохоров "Александр Грин" (1970).

"Воспоминания об Александре Грине" (1972).

В.В.Харчев "Поэзия и проза Грина" (1975).

Л.Михайлова "Александр Грин. Жизнь. Личность" (1972; доп. 1980 "Александр Грин. Жизнь. Личность. Творчество").

Н.А.Кобзев "Роман Александра Грина" (1983).

Ц.Вольпе "Искусство непохожести" (1991).



Грин, Александр Степанович

(Гриневский). Род. 1880, ум. 1932. Писатель-романтик, поэт. Произведения: "Алые паруса" (1923), "Бегущая по волнам" (1928), романах "Блистающий мир" (1924), "Дорога никуда" (1930) и др.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое грин александр степанович
Значение слова грин александр степанович
Что означает грин александр степанович
Толкование слова грин александр степанович
Определение термина грин александр степанович
grin aleksandr stepanovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):