Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - гроссман леонид петрович

Гроссман леонид петрович

[1888—] — современный литературовед. Род. в семье одесского врача. По образованию юрист. Преподавал в ВЛХИ, состоял ученым секретарем литературной секции ГАХН. В настоящее время работает в литературно-художественном отделе Госиздата.

Методологические воззрения Г. близки к формализму. "Углубленное исследование языка, композиции, поэтической техники, особенностей художественной манеры данного автора понемногу ликвидирует все господствовавшие недавно историко-литературные приемы, от социологии и культурной истории до биографии и психологии" (ст. "Метод и стиль", 1922). Однако Г. остаются чуждыми и технологический практицизм формалистов, и их небрежение вопросами тематики. Констатируя исконный разрыв между "формой" и "содержанием", Г. предлагает заменить эти метафизические термины старинным понятием "стиля" — самого видного наружного выражения самой внутренней сокровенной жизни духа" (Леонтьев). "Вместо истории идей, игнорирующей один из важнейших признаков литературного произведения — его форму, вместо исключительного формального анализа, изучающего автора как неодушевленный предмет, исследование стиля способно охватить облик поэта во всей его цельности и полноте..." Представление о литературоведении как о "новой углубленной эстетике, построенной на созданиях художественного слова", сближает Г. с такими представителями эстетического интуитивизма в русской историографии, как Евлахов, а его импрессионизм — с Айхенвальдом.

Работы Г. многочисленны. Они посвящены самым различным вопросам: исследованию поэтической техники ("Онегинская строфа"), прототипологии ("Бакунин в "Бесах"), анализу критических систем ("Аполлон Григорьев"), установлению литературных воздействий ("Композиция романов Достоевского"), эволюции поэтических жанров ("Поэтика сонета", "Мадригалы Пушкина") и пр. "В план литературного исследования необходимо включать все, что служит выразительности и своеобразию данного творческого облика. В этом смысле вкусы поэта, его умственные наклонности, его увлечение теми или иными философскими системами часто совершенно равноправны с вопросами строения и выбора его художественных форм" ("Метод и стиль").

В каком же взаимном отношении находятся эти компоненты стиля, какова их функциональная роль в создании поэтического целого, чем обусловлен наконец самый стиль, какие социальные причины вызвали его к жизни? От решения этих капитальных проблем Г. или уклоняется, или решает их неправильно. Его понимание стиля всецело импрессионистично. "Синтетический облик Брюсова являет нам черты бесстрашного укротителя слов, поэта-комбатанта, уверенного мастера и отважного конквистадора в безбрежных далях российской поэзии". Как воспитался этот "синтетический облик", волю каких групп выполнял в литературе Брюсов, рупором чьего сознания он являлся — Г. нам не сообщает. Детерминированность творчества им просто-напросто отрицается. Автор "Записок охотника" рисовал образы дворовых, разрабатывал крестьянские мотивы. И то и другое очевидно обусловлено было социальным генезисом тургеневского стиля, вызывалось к жизни тягой "охотника" к "простой жизни", его мечтательностью, мягкосердечностью и т. п. По мнению же Г., здесь имел место "умный технический ход и совершенно правильный художественный прием": "Темы любви оказались недостаточными для придания очеркам нужной динамичности. И как новый действенный фермент драматизма Тургенев принимает для своих охотничьих рассказов явление крепостничества". Автор поступил не так, как требовала от него социальная природа его образов, а так, как ему самому казалось удобнее!

Аналогичным образом разрешаются проблемы литературной динамики. Исследуя историю русского мадригала, Г. обходит совершенным молчанием причины его упадка в 40-х годах, хотя связь этого жанра с аристократической культурой очевидна. "Эволюция поэтического рода являет нередко картину органического развития живого существа с тем же процессом накопления жизненных сил, их концентрации и затем их медленной утраты и даже подчас полного исчезновения" ("Мадригалы Пушкина"). На самом, деле деградация жанров обусловлена деградацией культивировавших их классовых групп.

Изложение Г. увлекательно, его "эссэ" и "портреты" всегда построены по тщательно обдуманному плану, композиция их отчетлива, язык образен. Однако изложение его часто грешит излишней манерностью. Г. питает пристрастив к эффектам. Самые обыкновенные факты быта превращаются им в "примечательные", "обостренные" и "фатальные" происшествия. "Не фатально ли совпадение столетнего юбилея Лермонтова с разгаром кровопролитнейшей войны?" "Пути Брюсова снова так фатально и знаменательно скрестились с путями молодого Артюра Рембо..." "Действие последнего романа Тургенева происходит в 1870. События "Нови" разворачиваются в момент прелюдии к катаклизму 1914. Но даже пушки, штурмующие Страсбург, бессильны заглушить для Тургенева переливчатый звон старинного клавесина" ("Портрет Манон Леско"). Как ни соблазнительно это "фатальное предзнаменование", в нем нет ни грана истины: события "Нови" датированы 1868 годом!

Библиография: I. Собр. сочин. С. выпущено в 5 тт. издательством "Современные проблемы", М., 1928.

II. Биографию Г. см. в сб. "Писатели современной эпохи", т. I, М., 1928 (здесь и библиография); Благой Д. Д., Новая книга по истории литературы, "Печать и революция", 1926, II (о книге Б. "От Пушкина до Блока", М., 1926); Полонский Вяч., Три статьи в сб. "Спор о Бакунине и Достоевском", Л., 1926 (совместно с Р.); Боровой А. А. и Отверженный Н,, Миф о Бакунине, М., 1926; Цейтлин А. Р., "Преступление и наказание" и "Les Misérables", "Литература и марксизм", 1928, кн. V; Неверовская О., Леонид Гроссман во весь рост, "На литературном посту", 1929, VI.

Л. Э.

{Лит. энц.}



Гроссман, Леонид Петрович

Род. 1888, ум. 1965. Литературовед, писатель. Специалист по русской и западноевропейской литературе XIX в., автор книг "Записки Д'Аршиака" (1930), "Рулетенбург" (1932), "Бархатный диктатор" (1933). Книги: "От Пушкина до Блока" (1925), "Пушкин в театральных креслах" (1926), "Преступление Сухово-Кобылина" (1928), "Жизнь и труды Ф. М. Достоевского" (1935), "Н. С. Лесков" (1945) и др.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое гроссман леонид петрович
Значение слова гроссман леонид петрович
Что означает гроссман леонид петрович
Толкование слова гроссман леонид петрович
Определение термина гроссман леонид петрович
grossman leonid petrovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):