Большая биографическая энциклопедия - грушин борис андреевич
Грушин борис андреевич
(р. 13.08.1929) — спец. в обл. методол. соц. познания, соц. филос. и социол. сознания; д-р филос. наук, проф. Окончил филос. ф-т МГУ (1952), асп. там же (1955). С 1956 работал в газ. "Комс. правда", где в 1960 основал первый в истории страны Ин-т обществ. мнения, к-рым руководил до его закрытия в 1967. В 1962—1966 и 1977—1981 — консультант по проблемам социол., науки и культуры ж. "Про-блемы мира и социализма" (Прага, Чехословакия); в 1966—1974 — член Иссл. комитета по проблемам досуга и массовой культуры Всемирной социол. ассоциации; в 1968—1974 — член ред. колл. ж. "ВФ", в 1966—1988 — зав. секторами, отделом, лабораториями в ИФ АН СССР, ИСИ АН СССР, ВНИИСИ ГКНТ и АН СССР. В 1969—1972 — директор Центра изучения обществ. мнения ИСИ, в 1988—1990 — один из создателей и первый зам. директора Всес. центра изучения обществ. мнения; с 1989 — рук. независимой службы изучения обществ. мнения "Vox Populi". Канд. дисс. — "Приемы и способы воспроизведения в мышлении исторических процессов развития" (1957). Докт. дисс. — "Проблемы методологии исследований общественного мнения" (1967). В 1967—1970 и 1982—1989 — проф. ф-та журналистики МГУ. В 1993—1996 — член Совета по внешн. политике МИД РФ. Чл.-корр. Росс. акад. образования. Гл. предметы иссл. Г. — методология ист. иссл.; филос. и социол. массового сознания; разработка методов многомерного (морфолого-структуралист-ско-функционалистского) анализа текстов массовые сознания. Впервые в сов. филос. и социол. Г. начал иссл. массы как особого типа человеч. сообщества и его сознания как особого типа обществ. сознания. Осн. характеристики массы как особого типа соц. субъекта, выделенные Г.: 1) статистический характер общности, находящий выражение в том, что она совпадает с множеством дискретных "единиц", не представляя собой какого-либо самостоятельного, целостного образования, отличного от составляющих его элементов; 2) стохастическая (вероятностная) природа общности, находящая выражение в том, что "вхождение" в нее индивидов носит неупорядоченный, случайный характер, в результате чего такая общность всегда отличается "размытыми", открытыми границами, неопредел, количественным и качественным составом; 3) ситуативный характер существования общности, находящий выражение в том, что она образуется и функционирует исключительно на базе и в границах той или иной конкретной деятельности, в результате чего всегда оказывается неустойчивым образованием, меняющимся от одной конкретной ситуации к др.; 4) выраженная гетерогенность состава общности, находящая выражение в том, что в данной общности разрушаются границы между всеми существующими в об-ве соц., демографическими, полит., региональными и иными группами. В посл. вр. занимается анализом процессов, происходящих в России, в терминах "социотрясения" — смены цивилизаций.
Соч.: Очерки логики исторического исследования. М., 1961; Свободное время. Актуальные проблемы. М., 1967; Мнения о мире и мир мнений. М., 1967; Логические принципы исследования массового сознания // ВФ. 1970. № 7, 8; Массовое сознание. Опыт определения и проблемы иссл. М., 1987; Возможности и перспективы свободы // ВФ. 1988. № 5; Общее и особенное в моделях развития мира // Социс. 1990. № 12; Смена цивилизаций? // Свободная мысль. 1991. № 18.
Большая биографическая энциклопедия
2009