Большая биографическая энциклопедия - гулак-артемовский семен степанович
Гулак-артемовский семен степанович
(наст. фам. Гулак, сцен. псевд. Артемовский) [4(16).2.1813, хутор Гулаковщина близ местечка Городище Киев. губ., ныне г. Городище Черкас. обл. — 5(17).4.1873, Москва] — арт. оперы (бас-баритон) и драмы, камерный певец, драматург и композитор. Род. в семье сельского священника. С 11 лет учился в Киев. духовном уч-ще, в 1835— 38 — в Киев. духовной семинарии. Обладал поразительной красоты голосом-дискантом. По приказу киев. митрополита Евгения (Е. Болховитинова) был принят в митрополичий хор Софийского собора, в 1830 — в хор киев. Михайловского монастыря. (После мутации голоса — развился баритон — выдвинулся в солисты хора.) В 1838 М. Глинка, пораженный голосом Г.-А., исполнявшего сольную партию в концерте Д. Бортнянского на богослужении в Михайловском монастыре, предложил ему переехать в Петербург. Здесь до 1839 обучал его музыке и вокалу, готовил для оперной сцены. Специально для певца М. Глинка написал две укр. песни: "Гуде вітер вельми в полі" и "Не щебечи, соловейко". В Петербурге под рук. поэта Н. Кукольника изучал франц. и итал. яз. В его доме общался со многими деятелями рус. культуры: В. Одоевским, О. Сенковским, И. Айвазовским, К. Брюлловым; там же в 1838 познакомился с Т. Шевченко, дружба с к-рым продолжалась долгие годы. 29 апр. 1839 М. Глинка вместе с А. Даргомыжским организовали в Театр. зале Юсуповского дворца первый публичный концерт Г.-А. (в нем принимали участие певица-любительница А. Билибина, композитор Н. Бахметев и др.). Присутствовавший на концерте известный меценат П. Демидов, покоренный голосом певца, финансировал его поездку за границу для завершения муз.-вокального образования. В авг. 1839 в Париже при содействии певца Дж. Рубини начал брать уроки пения и музыки у педагога и композитора Д. Алари. В конце сент. того же года вместе с Алари переехал во Флоренцию, где вскоре стал учиться у преподавателя пения Мартолини, затем у директора местной оперы П. Романи. В 1841 дебютировал в партиях Филиппе ("Беатриче ди Тенда" В. Беллини) и Генриха Астона во Флоренции, где выступал один сезон. 3 июля 1842 с большим успехом дебютировал в "Лючии ди Ламмермур" в Петербурге. Под рук. Глинки подготовил партию Руслана и исп. ее на втором премьерном спектакле 29 ноября 1842 (выступал в этой роли попеременно с О. Петровым). "При исполнении С. С. Артемовским партия Руслана... вышла во многом эффектнее" (А. Серов). В апр. 1843 принял участие в оперных спектаклях (партнер Дж. Рубини; "Отелло" Дж. Россини, "Лючия ди Ламмермур", "Пуритане"). С окт. того же года вместе с О. Петровым был переведен в состав петерб. Итал. оперы, где выступал с А. Тамбурини, Дж. Рубини и П. Виардо-Гарсиа. "Выше всех в "Дон Жуане" по отчетливой игре, по верному постижению характеров и по мастерству выполнения партий г-жа Виардо-Гарсиа и г. Артемовский. Лучшей Церлины и лучшего Мазетто и придумать нельзя" (Ф. Кони). В 1846 вместе с труппой Петерб. рус. оперы был переведен на полтора года в Москву. Весной 1848 вновь пел в составе петерб. Итал. оперы. Летом 1850 вместе с итал. оперной труппой известной певицы А. Корбари гастролировал в Москве, Туле, Харькове, Курске, Воронеже. В дек. того же года впервые выступил на драм. сцене в роли дворника Фадея ("Сбитенщик" Я. Княжнина с музыкой Ж. Бюлана), проявив себя как драм. и комедийный актер. С этого времени часто играл в водевилях. Одной из лучших в этом жанре считалась роль Михаилы Чупруна ("Москаль-чаривник"; выступил 91 раз). В 1864—65 солист моск. Большого т-ра. Обладал от природы звучным, гибким голосом красивого тембра и широкого диапазона (свободно брал грудью без напряжения высокие ноты, вплоть до тенорового соль); легко справлялся с любыми фиоритурами, с необыкновенной грацией владел филировкой. В конце 1859 у певца произошли изменения в голосе: появилась форсировка верхних нот и детонация.
Репертуар Г.-А. включал 51 оперную партию (преимущественно в итал. операх). Выступал также в 11 водевилях и комедиях. Создавая ту или иную роль, тщательно изучал эпоху, поэтому созданные артистом образы отличались исторически точным внешним и внутренним рисунком. Комедийный талант проявился в партии Мальволио ("Алессандро Страделла").
1-й исп. партий: Прохожего ("Ольга, дочь изгнанника"), Клода Фролло ("Эсмеральда" A. Даргомыжского), Афанаса ("За богом молитва, за царем служба не пропадает"), Мамая ("Куликовская битва"), Пантелея ("Фомка-дурачок"), Зарубаева ("Староста Борис, или Русский мужичок и французские мародеры"), Роберта ("Чародей"), Карася ("Запорожец за Дунаем"); в моск. Большом т-ре — Руслана ("Руслан и Людмила"), Руджеро ("Жидовка"); в Петербурге — Чупруна ("Москаль-чаривник"); Альфонса ("Лукреция Борджа"); на рус. сцене — Форда ("Виндзорские кумушки"). Др. партии: Хачатур, Гикша, Громобой; Велизарий, Эдуард III, Дон Альфонсо, Белькоре, Малатеста, Антонио ("Линда ди Шамуни"), Мустафа ("Итальянка в Алжире"), Фигаро ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Яго ("Отелло" Дж. Россини), Мазетто и Командор ("Дон Жуан"), Оровез, Ричард Форт, Рудольф Дунергугель. Партнеры: П. П. Булахов, П. Гумбин, Д. Куров, Л. Леонов, Д. Леонова, О. Петров, Н. Самойлова, Е. Семенова, М. М. Степанова. Пел п/у И. Иоганниса, К. Лядова, А. Рубинштейна.
Часто выступал в концертах. Камерный репертуар насчитывал 78 произв., в т. ч. сольные партии в ораториях Дж. Россини и Г. Берлиоза, романсы М. Глинки, А. Даргомыжского, А. Варламова, А. Алябьева, И. Геништы.
Начиная с 1851, занимался также композицией. В числе его соч., романсы на тексты рус. поэтов ("Баллада", сл. А. К. Толстого; "Романс", сл. М. Родзянки; "Я говорил тебе", сл. М. Лермонтова) , вокально-хореографич. дивертисмент "Украинская свадьба" (1851), водевиль "Ночь накануне Ивана Купалы" (1852), музыка к драме "Кораблекрушители" (1853), опера "Запорожец за Дунаем" (либретто собственное и Н. Костомарова, 1862), песня "Стоіть явір над водою" (сл. нар., посвящена Т. Шевченко), "Спать мені не хочеться" (1861, написана специально для певицы Д. Леоновой), обработки укр. нар. песен.