Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - хоружий сергей сергеевич

Хоружий сергей сергеевич

(р. 05.10.1941) — спец. в обл. филос. антропологии и религ. филос., а также филолог, физик и математик; д-р физ.-мат. наук. Род. в г. Скопин Рязанской обл. Окончил физ. ф-т МГУ (1964), асп. Математ. ин-та им. В.А.Стеклова АН СССР (1967). Работает в Математич. ин-те им. В.А.Стеклова РАН и Ин-те Человека РАН, акад. РАЕН по отд. "Наука и теология". Филос. работа X. имеет два направления, связанные между собой: иссл. рус. религ.-филос. традиции и развитие нового подхода в филос. антропологии, базирующегося на опыте исихаз-ма, древней мистико-аскетич. школы Православия. Его концепция рус. филос. и филос. процесса в России основана на учете роли "восточнохрист. дискурса" — патристич. и аскетич. мышления, к-рое выступает как 3-й структурный уровень, упускавшийся в старых схемах, основанных на бинарных оппозициях: Россия — Запад, самобытное — заимствуемое и т.п. Такой учет приводит к новому взгляду на весь культурно-цивили-зац. путь России, давая возможность деконструкции идеологич. противостояния славянофильства и западничества. При этом особую роль играет дискурс аскезы: идеалы православного подвига были ключевым фактором в формировании рус. менталитета, однако задача их претворения в богословии и культуре, успешно решавшаяся в визант. "Исихастском возрождении" XIII—XIV вв., не была воспринята на Руси, сфера культуры осталась предоставленной зап. влияниям и сложился многовековой разрыв между Православием и культурой, имевший широкие и тяжелые последствия. Задачи преодоления разрыва ведут к продумыванию исихастского опыта. Анализ его толкает строить филос. как "дискурс энергии", в к-ром энергия, или "бытие-действие", есть производящий принцип всей системы понятий; причем выясняется, что мистико-аскетич. опыт требует нового, неаристотелева понятия энергии, обладающего более свободной связью с сущностью. Реконструкция "органона" исихастской практики, полной системы ее методол. и герменевтич. принципов, дает возможность увидеть эту практику как пример общеантропологич. "парадигмы духовной практики" — холостич. стратегии ступенчатого восхождения к высшему состоянию, где достигается трансцендирующая трансформация всего существа человека. Такая трансформация требует присутствия синергии, т. е. — согласия-соработничества энергии чело-веч, и Божественной, в связи с чем развиваемый подход получает название синергийной антропологии. В свою очередь, парадигма дух. практики трактуется как вид "предельных феноменов", в к-рых начинаются изменения конституирующих предикатов способа человеч. существования; совокупная сфера всех предельных феноменов именуется Антропологич. Границей. Топика Границы включает в себя 3 рода явлений — дух. практики, или же метаантропологич. стратегии, паттерны Бессознательного (психоаналитич. феномены неврозов, комплексов и т.п.) и выходы в виртуальную реальность; их смешивания и наложения порождают также обширный спектр гибридных явлений. Отсюда, человек м.б. определен как ансамбль стратегий Антропологич. Границы; и это определение служит ядром антропологич. модели нового типа, тесно сопрягающей древний и совр. опыт и имеющей широкие перспективы применения.

Соч.: Философский символизм Флоренского и его жизненные истоки // Историко-философский ежегодник-88. М., 1988; Диптих безмолвия. Аскетическое учение о человеке в богословском и философском освещении. М., 1991; Философский процесс в России как встреча философии и православия // ВФ. 1991. № 5; Исихазм и история // Человек. 1991. № 4, 5; Карсавин, евразийство и ВКП // ВФ. 1992. № 2; Арьергардный бой. Мысль и миф Алексея Лосева // Там же. 1992. № 10; Жизнь и учение Льва Карсавина // Лев Карсавин. Религиозно-философские сочинения Т. 1. М., 1992; Проблема личности в православии: мистика исихазма и метафизика всеединства // Здесь и теперь. Вып.1. М., 1992; Хомяков и принцип соборности // Здесь и теперь. М., 1992; Человек и искусство в мире Дж. Джойса // ВФ. 1993. № 8; Поэтика Джойса: русские связи и соответствия // Российский литературоведческий журнал. 1993. № 1; После перерыва. Пути русской философии. СПб., 1994; Неопатристический синтез и русская философия // ВФ. 1994. № 5; Трансформации славянофильской идеи в XX в. // ВФ. 1994. № 11; "Улисс" в русском зеркале. М., 1994; Исихазм как пространство философии // ВФ. 1995. № 9; Синергия. Проблемы аскетики и мистики Православия. М., 1995; Подвиг как органон. Организация и герменевтика опыта в исихастской традиции // ВФ. 1998. № 3; К феноменологии аскезы. М., 1998; Путем зерна: русская религиозная философия сегодня // ВФ. 1999. № 9; Заметки к энергийной антропологии. "Духовная практика" и "отверзание чувств": два концепта в сравнительной перспективе // Там же. 1999. № 3; Философия и аскеза. N.Y., 1999; Миросозерцание Флоренского. Томск, 1999; К антропологической модели третьего тысячелетия // В. РГНФ. 2000. № 3; О старом и новом. СПб., 2000.



Хоружий, Сергей Сергеевич

Ведущий научный сотрудник Математического института им. Стеклова РАН; родился 5 октября 1941 г. в г. Скопине Рязанской области; окончил физический факультет МГУ в 1964 г., доктор физико-математических наук; академик РАЕН (1993); член правления Центра философии, психологии и социологии религии; член Международной ассоциации математической физики; член совета проекта "Российская энциклопедия"; член правления религиозно-философского общества им. Ф. М. Достоевского.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое хоружий сергей сергеевич
Значение слова хоружий сергей сергеевич
Что означает хоружий сергей сергеевич
Толкование слова хоружий сергей сергеевич
Определение термина хоружий сергей сергеевич
horuzhiy sergey sergeevich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):