Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - хренов николай андреевич

Хренов николай андреевич

(р. 17.12.1942) — спец. в обл. эстетики и культурологии; д-р филос. наук, проф. Род. в Н. Новгороде. Окончил ВГИК (1968), асп. того же ин-та (1970). С 1971 — в Ин-те истории искусств Мин-ва культуры: мл. н.с, с 1976 — ст. н.с, с 1982 — вед. н. с. Канд. дисс. — "От законов творчества к законам восприятия" (1973); докт. дисс. — "Культурологический аспект изучения публики как коммуникативной общности" (1992). С 1987 ведет преп. деятельность (Центральный ИПК при Мин-ве культуры, Моск. гос. ун-т культуры, ВГИК, школа-студия MX AT). С 1998 — зав. отделом эстетики и теории искусства (ГИИ) Гос. ин-та искусствознания Мин-ва культуры. С 2000— зам. предс. Совета по эстетике и теории культуры ГИИ, гл. ред. науч. альманаха "Традиционная культура". X. разрабатывает эстетич., социол. и соц.-психол. аспекты искусства и его видов. Особое внимание уделяет процессам функц. искусства, его соц. функциям, а также его рецепции (рецептивная эстетика). X. разрабатывает также культурол. аспекты искусства. В поле его внимания — переходные эпохи в истории культуры и связанное с ними изменение соц. функций искусства. Выявляя в истории особую разновидность перехода — переход от цикла к циклу, X., развивая идеи филос. истории П. Сорокина, разработал теорию возврата искусства в моменты бифуркации к удаленным ист. эпохам, на основе к-рого происходит разрыв с непосредственно предшествующим циклом истории искусства и одновременно скачок в качественно новое состояние. Эта закономерность позволила точнее объяснить смысл происходящих в культуре XX в. процессов. Выявленную закономерность X. иллюстрирует возникновением постмодернизма, нуждающегося в осмыслении с т. зр. филос. истории и цивилизац. парадигмы. X. доказывает, что одним из значимых признаков смены циклов оказывается также возникновение множества субкультур и контркультур, в большей или меньшей, степени отклоняющихся от ценностного ядра культуры и играющих важную роль в процессах истории искусства. Каждая из них стремится к универсализации соответствующей ей картины мира, что объясняет сопровождающую историю искусства альтернативность. Это позволило объяснить возникающие в истории искусства маргинальные дискурсы, не получающие развития или получающие развитие спустя десятилетия и даже столетия. Картины мира в их субкультурных формах — посредники между культурами, с одной стороны, и картинами мира в их индивидуальных формах, к-рые и получают выражение в произведениях искусства. Соотнося картину мира с личностью, X., опираясь на традиции Лазурского, Юнга, Гумилева, Маслоу и др., разработал типологию личности. Решение задачи, связанной с построением типологии, позволило соц. функции искусства соотнести с субкультурной стратификацией, что представляет важный вклад в разработку проблем эстетики и социол. искусства. Опора на методологию междисциплинарного сотрудничества позволила X. дать филос. истолкование истории искусства и — шире — культуры, в границах к-рой развертываются художеств. и эстетич. процессы.

Соч.: Творческий процесс как объект изучения // Психология процессов художественного творчества. Л., 1980; Культурологический аспект художественного процесса XX века // Современное искусствознание: Методологические проблемы. М., 1994; Мещанско-предпринимательская картина мира в русской культуре // Мир психологии. 1996. № 4; Социальная психология искусства. Теория, методология, история. М., 1998; Диалог как проблема групповой и субкультурной дифференциации в городах России XIX — начала XX в. // Социокультурное пространство диалога. М., 1999; Пространство и время в контексте становления интегральной культуры XX века (Возникновение картины мира в ее художественных формах) // Мир психологии. 1999. № 4; Художественная картина мира как культурологическая проблема // Пространства жизни. М., 1999; Логика теоретической рефлексии об искусстве в XX веке: постмодернистская парадигма // Теория художественной культуры. Вып.4: М., 2000; Переход как повторяющееся явление в истории культуры: опыт интерпретации // Искусство и наука об искусстве в переходные периоды истории культуры. М., 2000; Логика художественного процесса Нового времени: взгляд из XX века // Искусство Нового времени. Опыт культурологического анализа. СПб., 2000.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое хренов николай андреевич
Значение слова хренов николай андреевич
Что означает хренов николай андреевич
Толкование слова хренов николай андреевич
Определение термина хренов николай андреевич
hrenov nikolay andreevich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):