Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - хвостова александра петровна

Хвостова александра петровна

— дочь Петра Матвеевича Хераскова, брата известного писателя, и Елизаветы Петровны, урожденной графини Девьер, род. в Петербурге в 1768 г., умерла в 1853 г.; воспитание получила домашнее, но очень тщательное. Уже в детстве, под надзором родителей, она основательно изучила иностранные языки и познакомилась не только с чужими литературами, но и с родной русской, что тогда в офранцузившемся русском обществе не считалось необходимостью. Вероятно еще в ранней молодости у ней проявились литературные интересы: она ведь была родной племянницей "Российского Гомера" и "Российской де ла Сюзы", знаменитой тогда в русской литературе четы Херасковых. 20 лет от роду Х. уже выступила в печати с небольшим переводным произведением "О тройственном пути". Рано вступила она и в большой свет и скоро обратила здесь на себя общее внимание. Среди высшего общества она выделялась своими талантами и образованием, но, главное, — знанием родной русской жизни. Вигель, близко знавший ее, говорит, что "разговорный язык лучшего света был ей так же знаком, как и все наши простонародные поговорки... По-французски она писала разве только хуже Севинье, голос имела очаровательный и в свое время была первою в столице музыканткой и певицей". Живая, всем интересующаяся, она удивляла всех разносторонностью и гибкостью ума: она умела говорить с одинаковою живостью и "с попом, с деревенскою барыней или с степным дворянином, как с первым государственным человеком". "Обо всем умела она судить, правда, довольно поверхностно, но всегда умно и приятно". Немудрено, что молодая девушка пользовалась большим успехом в столичном обществе: "и придворные, и дипломаты, и писатели, и русские, и иностранцы", — все, по словам Вигеля, "были у ее ног…". Конечно, немало этим успехам способствовала ее литературная слава. В 1796 г. Х. выпустила в свет свое небольшое прозаическое сентиментальное произведение "Камин и Ручеек", написанное прекрасным карамзинским языком. Сочинение это имело большой успех и в рукописях распространилось в обеих столицах. По словам одного современника, "во всех ученых кабинетах, во всех будуарах" можно было встретить это сочинение в рукописи, а когда оно было напечатано, то в течение года его разошлось 2400 экземпл. и оно было переведено на французский, немецкий и английский языки. Не так счастливо сложилась частная жизнь Александры Петровны; родители поспешили выдать ее замуж и выдали неудачно за Дм. Сем. Хвостова, "человека, по словам Вигеля, глупого, грубого и порочного". Вскоре она была совсем брошена мужем. В это время мы видим ее хозяйкой салона, в котором собирались многие передовые люди того времени. "Почти каждый вечер, рассказывает Вигель, в сих комнатах собиралось прелюбезное общество, составленное по большей части из отборных иностранцев, из малой части молодых женщин, строгих к себе и снисходительных к другим, и из немногих русских, довольно образованных, чтобы знать цену такого дома". Среди "отборных иностранцев" завсегдатаями салона Хвостовой были, между прочим, известные графы Местры. Влиянию этих иностранцев, а, быть может, отчасти и семейных неудач можно приписать обстоятельство, что мистицизм, овладевший русским обществом в начале века, с особенной силой сказался у Хвостовой. С годами она становилась все упорнее в своем увлечении, стала ездить по русским святыням, тесно сошлась с целым кружком единомышленниц и играла в их среде видную роль. Под влиянием этого религиозного настроения она написала целый ряд душеспасительных рассуждений, так, в 1815 г. — "Письмо христианки, тоскующей по горнем своем отечестве, к двум друзьям ее, мужу и жене"; в 1816 г. — "Советы души моей, творение христианки, тоскующей по горнем своем отечестве" и "Письмо к другу и завещание отца сыну". В это время она была близка с известным мистиком А. Ф. Лабзиным и сотрудничала в его "Сионском Вестнике". В конце царствования Александра I, когда открыты были гонения на мистиков, ее в 1823 г. вместе с г-жей Крюденер и некоторыми другими единомышленницами удалили из столицы. Х. поселилась в Киеве, где и осталась жить до самой смерти. В 1833 г. она была выбрана председательницей "Киевского общества для помощи бедным". Эта деятельность была совсем по ней. По словам людей, хорошо ее знавших, еще в молодости "сострадательность была главной чертой ее характера; денег у нее не было, и несчастным она помогала не одними слезами, а неимоверной деятельностью; мучила друзей, наряжала их преследовать сильных и богатых, дабы исторгнуть у них помощь страждущим. Она была великая искусница утешать и успокоивать печальных". Понятно поэтому, что в роли председательницы благотворительного учреждения она сказалась на своем месте и вскоре заслужила общую любовь и уважение киевлян. В том же 1833 г. она была сделана начальницей женского училища, учрежденного графиней А. В. Левашовой. Деятельность руководительницы молодого поколения точно так же подошла к характеру Хвостовой. До конца своих дней она сохранила бодрость духа и ясность рассудка. "Обращение ее, полное искреннего привета и сердечного радушия, рассказывает один из знавших ее в эту пору, было невыразимо очаровательно; беседа ее была исполнена необыкновенной увлекательности и прелести".

Макаров: "Дамский Журнал" 1830 г., ч. 30. — "Московские Вед.", 1855 г., № 129. — Кн. Вяземский в "Росс. Родословн. сборнике" кн. Долгорукова, 1841, 2. — Воспоминания Вигеля, ч. II, III, VII ("Киевск. Старина", 1882 г., т. I). — "Сев. Пчела", 1849 г., № 37. — Кн. Н. Н. Голицын: "Библиограф словарь русских писательниц". — Руссов: "Библиогр. каталог росс. писат.".

В. В. Сиповский.

{Половцов}



Хвостова, Александра Петровна

(урожденная Хераскова, 1768—1853) — писательница. Получила тщательное домашнее образование. Как племянница Херсакова, она выросла в литературной среде; уже в ранней молодости у нее проявились литературные интересы. В 1796 г. она выпустила в свет небольшое произведение в духе сентиментализма под загл.: "Камин и Ручеек", написанное хорошей Карамзинской прозой и пользовавшееся огромным успехом у современников. До напечатания оно было распространено в списках, а в течение года по напечатании разошлось в числе 2400 экз., очень крупном для того времени. Оно было переведено на нем., франц. и англ. языки. По свидетельству Вигеля, салон X. собирал в себе все, что выдавалась образованием и талантами в тогдашнем петербургском обществе. Когда в начале XIX в. мистическое настроение стало овладевать некоторыми слоями высшего петербургского общества, X. сильно увлеклась этим течением, сблизилась с целым кружком мистически настроенных лиц, между прочим с А. Ф. Лабзиным, и сотрудничала в его "Сионском Вестнике". Под влиянием этого религиозного настроения она написала ряд рассуждений: "Письмо христианки, тоскующей по горнем своем отечестве, к двум друзьям, мужу и жене" (1815); "Советы души моей, творение христианки, тоскующей по горнем своем отечестве" (1816); "Письмо к другу и завещание отца сыну" (1816). Когда начались гонения на мистиков, X. была выслана из Петербурга и поселилась в Киеве. Здесь она была избрана председательницей "Киевского общества для помощи бедным" и состояла начальницей женского училища графини А. В. Левашевой.

Ср. "Воспоминания Вигеля" ("Киевская Старина", 1882).

{Брокгауз}



Хвостова, Александра Петровна

беллетристка; р. 1767, † 1853 г.

{Половцов}

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое хвостова александра петровна
Значение слова хвостова александра петровна
Что означает хвостова александра петровна
Толкование слова хвостова александра петровна
Определение термина хвостова александра петровна
hvostova aleksandra petrovna это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):