Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - иеремия соловьев

Иеремия соловьев

(Иродион Иванович) — епископ нижегородский и арзамасский, сын причетника, род. 10 апреля 1799 г. в с. Георгиевском Ливенского уезда Орловской губернии, умер 7 декабря 1884 г. В 1810 г. он поступил в четвертый класс Севской семинарии, а по окончании курса в 1819 г. определен учителем греческого языка и инспектором в севское духовное училище; в 1822 г. он вступил в число послушников брянского Печерского монастыря, где был чернорабочим, истопником, скотником и пономарем. В 1824 г., по предложению семинарского его товарища, Иннокентия Борисова (впоследствии архиепископ), послушник Иродион Соловьев был вызван Комиссиею духовных училищ в число студентов С.-Петербургской духовной академии, где и постригся 21 ноября 1823 года в монашество. В Академии Иеремия обучался только три года и, мечтая удалиться в монастырское уединение, просил академическое начальство не удостаивать его никакой ученой степени. 14 августа 1827 г. он был рукоположен в иеромонаха и вскоре был назначен законоучителем 2-го кадетского корпуса. В 1828 г. он был причислен к соборным иеромонахам Александро-Невской лавры и в 1829 г. назначен бакалавром Петербургской духовной академии по богословскому классу, а 4 сентября 1830 г. перемещен на должность инспектора в Киевскую академию и 5 октября посвящен в сан архимандрита. С 1832 г. по 1840 г. он неоднократно ревизовал разные семинарии; в 1834 г. сделан ректором Киевской духовной семинарии, членом консистории и настоятелем Киево-Выдубецкого монастыря. В 1837 г. обозревал монастыри киевской епархии и состоял председательствующим членом комитета по устроению Киево-Софийского духовного училища; 10 октября 1839 года был назначен ректором Киевской духовной академии и настоятелем Киево-Братского училищного монастыря; 6 апреля 1841 г. хиротонисан во епископа чигиринского, викария Киевской митрополии. 1 января 1843 г. перемещен на кавказскую и черноморскую епископскую кафедру, в конце 1849 г. переведен в Полтаву, а через год в Нижний-Новгород; с этой кафедры 17 июня 1857 г. удалился на покой в нижегородский Печерский монастырь, где и скончался. Преосвященный Иеремия всю свою жизнь был настоящим подвижником, строгим постником, отличался самоотверженною любовию к ближним, всегда готов был придти на помощь всем, кто только искал его помощи и, по своей живой впечатлительности, сильно скорбел и волновался, встречая всякую неправду и несправедливость. Много полезного сделал он для новоучрежденной кавказской епархии, устроил и освятил до 12 церквей и Иоанно-Мариинский женский монастырь, открыл Кавказскую семинарию, причем внес 8500 рублей на стипендии в ней; но отделение в 1845 г. около 100 станичных церквей от кавказской епархии в ведение главного обер-священника, несправедливые жалобы раскольников на притеснения от преосвященного, поддержанные военными властями, возмутили. преосвященного до глубины души и он по прошению был переведен в Полтаву. Однако, предубежденный против порядков полтавского епархиального управления и увидев в Полтаве жизнь, слишком неподходящую к его характеру, привычкам и к его собственному образу жизни, Иеремия не долго оставался и в Полтаве и перешел в Нижний-Новгород; но и здесь его возмущали порядки в ярмарочном соборе, в котором гражданская власть была сильнее епархиальной. Постоянная борьба и волнения утомили преосвященного и после многократных просьб об отставке он был уволен на покой и жил сначала в нижегородском Печерском монастыре, где тайно принял в 1860 г. схиму с именем Иоанна, а затем в городецком Феодоровском монастыре балахнинского уезда и наконец — в нижегородском Благовещенском монастыре, где и погребен. 27 лет жизни на покое преосвященный Иеремия провел в посте, молитве и благотворительности. После него осталось много записок и сочинений, но все они в рукописях хранятся в нижегородском Благовещенском монастыре, в Кавказской, Нижегородской и Орловской семинариях, в кавказском Иоанно-Мариинском монастыре, в Полтаве при архиерейском доме и у родственников преосвященного. Изданы только "Сокровищница сельских духовных уроков" — в извлечении, некоторые проповеди и "Воспоминания преосвященного Иеремии о высокопреосвященном Иннокентии, архиепископе херсонском" в 1886 г. в Нижнем-Новгороде протоиереем И. Виноградовым и "Поучения, говоренные к нижегородской пастве", с присовокуплением келейных его записок за 1851—1853 гг. — священником Д. Покровским в Нижнем-Новгороде в 1890 г.

"Исторический Вестник", 1889 г., № 9, ст. Титова; прот. И. Виноградов, "Преосв. Иеремия, епископ нижегородский"; "Церковн. Вестн.", 1884 г., № 50; Мухин, "Киево-Братский училищный монастырь".

Здр.

{Половцов}



Иеремия Соловьев

— архиепископ нижегородский (1799—1884), учился в СПб. духовной академии, был инспектором Киевской академии, ректором Киевской семинарии и академии, епископом чигиринским, викарием киевским, епископом кавказским и черноморским; в 1849 г. перемещен в Полтаву, в 1851 г. в Нижний Новгород. После столкновений с гражданскою властью Нижнего Новгорода из-за ярмарочного собора, который, со всеми его доходами, последняя изъяла было из ведения епархиального ведомства, И. в 1857 г. оставил кафедру и в 1860 г. тайно постригся в схиму. Человек не от мира сего, И. везде плохо ладил с окружавшими его людьми и встречал неудачи в самых лучших своих намерениях. Во всех местах своего служения он отличался заботливостью об устройстве духовно-учебных заведений и о бедных духовного звания, а также самою щедрою благотворительностью. В Кавказской семинарии, в архиерейском доме в Полтаве, в Орловской семинарии, в Нижегор. Благовещенском соборе хранится много его проповедей и духовно-нравоучительных сочинений, которых он не хотел печатать.

Ср. прот. Виноградов, брошюра (1885 г.); А. А. Титов — статьи в "Чтениях М. О. Ист. и Др." (1887, книга III); "Историч. Вестник" (1887 г., т. ХХVI).

Н. Б.

Уже после смерти И. были напечатаны письма к И. митроп. моск. Филарета ("Душепол. Чтение", 1886, кн. 1) и отрывок из его записок: "Пребывание армянского католикоса Нарзеса в Ставрополе, в 1845 г." ("Кавк. Епарх. Ведом.", 1885, 18). Письма И. к архиеп. Иннокентию вошли в "Материалы для биографии Иннокентия" Н. Барсова (СПб., 1888). См. также "Преосвященнейший И." (Нижний Новгород, 1886).

{Брокгауз}



Иеремия Соловьев

(Иродион Иван.), духовн. писатель, р. 10 апр. 1799 в с. Георгиевском, Орл. губ., с. причетника, еписк. нижегор. и арзамасск., † 7 дек. 1884.

{Венгеров}



Иеремия Соловьев

(Иродион Иванович; в схиме Иоанн) — епископ Нижегородский и Арзамасский.

Родился 10 апреля 1799 года в семье пономаря села Георгиевского Ливенского уезда Орловской губернии.

С 1810 года обучался в Орловской (Севской) духовной семинарии.

25 сентября 1819 года окончил курс семинарии.

10 сентября 1820 года определен учителем греческого языка и инспектором в Севское духовное училище.

С вступлением на самостоятельный жизненный путь перед будущим епископом встал вопрос — по какому руслу направить свою жизнь. В тайниках души его началась страшная борьба мыслей, чувств и намерений.

С одной стороны, он чувствовал в душе своей пламенное стремление к монастырскому уединению, с другой — его смущали те перспективы, которые рисовала светская жизнь.

Чувствуя такую нерешительность, он пламенно молился Господу. Плодом этой молитвы было то, что он охладел ко всему мирскому и даже несколько раз помышлял тайно удалиться от мира. Но затем решил посоветоваться с более опытными людьми и обратился к некоему старцу Геннадию, известному своей назидательностью. Старец Геннадий благословил юношу и вручил ему свой посох с тем, чтобы последний, не заходя в дом свой, отправлялся в брянские леса. Но Иродион преслушал внушение старческое. Однако постоянная тоска и борьба мыслей не давали ему покоя. И через три года (в 1822 году) он, преодолев все искушения, встретившиеся на его пути, вступил в Брянский Печерский монастырь, где выполнял разные монастырские послушания. Вскоре старцем монастыря Смарагдом он был представлен кандидатом для продолжения образования в Московскую духовную академию, но затем по просьбе его друга Иннокентия Борисова (впоследствии архиепископа Херсонского; 11857) произошло изменение. 10 сентября 1824 года он был вызван в число студентов Санкт-Петербургской духовной академии, где 25 ноября пострижен в монашество, а 25 декабря того же года рукоположен во иеродиакона.

14 августа 1827 года по окончании академии рукоположен во иеромонаха и назначен законоучителем 2-го кадетского корпуса.

В 1828 году причислен к соборным иеромонахам Александро-Невской лавры.

7 сентября 1829 года назначен бакалавром Санкт-Петербургской духовной академии.

2 сентября 1830 года перемещен инспектором Киевской духовной академии и 5 октября того же года возведен в сан архимандрита.

С 30 января 1831 года — экстраординарный профессор богословия.

6 июня 1834 года утвержден ректором Киевской духовной семинарии и членом духовной консистории, а 21 августа назначен настоятелем Киевского Выдубицкого монастыря.

В 1837 году обозревал монастыри Киевской епархии и назначен председателем Комитета по устроению Киево-Софийского духовного училища.

С 6 ноября 1839 года — ректор Киевской духовной академии и настоятель Киево-Братского училищного монастыря.

6 апреля 1841 года хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской митрополии.

2 января 1843 года переведен епископом Кавказским и Черноморским.

С 20 ноября 1849 года — епископ Полтавский и Переяславский.

19 декабря 1850 года перемещен на кафедру Нижегородскую.

17 июня 1857 года уволен на покой в Нижегородский Печерский монастырь.

В 1860 году тайно принял схиму с именем Иоанн.

15 февраля 1864 года назначен настоятелем Нового монастыря на Алтае и начальником Алтайской духовной миссии, но к месту назначения по старости не поехал.

Скончался 6 декабря 1884 года. Погребен в Благовещенском Нижегородском монастыре.

Преосвященный Иеремия как архипастырь трудился сравнительно недолго, но зарекомендовал себя великим и теплым молитвенником за свою паству, горячим поборником и поклонником церковного благочиния и благолепия.

Он зорко следил за духовно-нравственным состоянием своей паствы. Это был архипастырь строгий и справедливый.

Много полезного сделал он для новоучрежденной Кавказской епархии, где устроил и освятил до 12 церквей и Иоанно-Мариинский женский монастырь. Им же была открыта Кавказская духовная семинария. Преосвященный внес 8500 рублей собственных средств на выплату стипендий семинаристам.

Однако занимаясь внимательно и плодотворно епархиальными делами, уделяя время широкой благотворительности, преосвященный оставался сокровенным от мира подвижником, строгим аскетом. Он никогда не забывал, что он монах, и строго хранил монашеские обеты.

Преосвященный очень любил и почитал святителя Тихона Задонского и стремился подражать ему в своей жизни.

Ближайшим духовным другом и соратником преосвященного Иеремии был архиепископ Херсонский Иннокентий (Борисов). С детства они делили друг с другом радость и горе, поверяли друг другу мысли и чувства, обращались друг к другу за советом и оба единодушно и совокупно любили прибегать к горячей молитве.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое иеремия соловьев
Значение слова иеремия соловьев
Что означает иеремия соловьев
Толкование слова иеремия соловьев
Определение термина иеремия соловьев
ieremiya solovev это

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):