Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - игнатович александр николаевич

Игнатович александр николаевич

(р. 03.06.1947) — спец. по традиц. яп. культуре, истории буддийской филос.; канд. ист. наук, ст. н. с. Род. в г. Куса Челябинской обл. Окончил филол. ф-т МГУ (1971). С 1969 по 1972 — на стажировке в Ин-те вост. языков при МГУ. С 1982 — ст. н. с. кафедры истории заруб. философии филос. ф-та МГУ. И. считает, что переосмысление на дальневост. почве важнейших положений буддизма махаяны указывает на характерные черты кит. и яп. филос. В махаяне "абсолютное" бытие, безграничное во времени и пространстве, отождествлялось с Буддой в его гл. ипостаси ("теле Дхармы"). Утверждение о "всепроникновенности" Будды и его качеств (бессмертия, мудрости и др.) позволяло сделать вывод о наличии "природы" Будды в каждом живом существе. В инд. махаяне "тело Дхармы" трактовалось или как безусловно нематериальная, или как явная безатрибутная (но все-таки нематериальная) субстанция: естественно вставал вопрос о соотношении двух уровней бытия ("абсолютного" и "эмпирического"), к-рый решался по-разному ("эмпирический" уровень толковался или как условно-реальный, или как безусловно-иллюзорный). И. подчеркивает, что краеугольное положение метафизики дальневосточных будд, школ, не имеющих прямых инд. аналогов, определяется формулой "плоть и дух — не два" (а "природа" соотносится с понятием "дух", к-рому необходим материальный субстрат). "Тело Дхармы" теряет онтол. статус и становится набором качеств, присутствующих в латентном состоянии во всем сущем на "эмпирич." уровне бытия, реальность к-рого не подвергается сомнению. Подобную интерпретацию "тела Дхармы" и соотношения двух уровней можно объяснить, считает И., тем, что в традиц. кит. и яп. филос. не было понятия о нематериальной субстанции. Исследуя учения яп. будд, школ об идеальном гос-ве, И. приходит к выводу, что в понятие "гос-во" включалась и среда обитания социума (т.н. "сфера-сосуд"), а обоснованием пути превращения гос-ва, управляемого монархом, в "страну Будды" является фундам. положение дальневост. будд, филос. о наличии "естества" Будды не только в живых существах, но и в неживой природе.

Соч.: Буддизм и даосизм в Японии (к проблеме отношений и оценок) // Дао и даосизм в Китае. М., 1982; "Среда обитания" в системе буддийского миропонимания // Человек и мир в буддийской культуре. М., 1985; "Десять ступеней" бодхисатвы (на материале сутры Цзинъгуанмин-цзин) // Психологические аспекты буддизма. Новосибирск, 1986; Учения о теократическом государстве в японском буддизме // Буддизм и государство на Дальнем Востоке. М., 1987; Буддизм в Японии: Очерк ранней истории. М., 1987; Лотос и политика. [В соавт.]. М., 1989.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое игнатович александр николаевич
Значение слова игнатович александр николаевич
Что означает игнатович александр николаевич
Толкование слова игнатович александр николаевич
Определение термина игнатович александр николаевич
ignatovich aleksandr nikolaevich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):