Большая биографическая энциклопедия - иннокентий смирнов
Иннокентий смирнов
(Иларион) — епископ, сын дьячка, род. 30 мая 1784 г., в с. Павлове, Богородицкого уезда, умер 10 октября 1819 г. Обучался сначала в московской Перервинской, а потом в Троицкой лаврской семинарии, где с 1805 г. был учителем и катихизатором, а с 10 августа 1809 г. префектом; того же года 13 октября пострижен в монашество. В августе 1810 г. произведен в игумена Угрешского монастыря, затем игуменом московского Знаменского монастыря. В 1811 г. определен бакалавром церковной истории, в Александроневскую академию; в 1812 году произведен во архимандрита и сделан инспектором Петербургской семинарии и членом духовной цензуры. В 1814 году возведен на степень доктора богословия и наименован архимандритом Сергиевской пустыни, а в 1816 г. — Юрьева монастыря, оставаясь ректором Петербургской семинарии. 22 февраля хиротонисан во епископа пензенского и саратовского. Муж высокой духовной жизни, преосв. Иннокентий был известен в свое время, как толкователь Св. Писания, проповедник, историк, богослов и как автор прекрасных писем. В библиотеке пензенского кафедрального собора хранится рукописная книга о жизни преосв. Иннокентия, присланная в 1827 г. юрьевским архимандритом Фотием под заглавием: "Сказание о житии и подвигах блаженного Иннокентия, епископа пензенского и саратовского". Написанное им "Начертание библейской истории от древнейших времен до ХVIII в., в пользу духовного юношества", 2 ч., 1817, после того выдержало еще 6 изданий; "Сочинения" его изданы были в двух частях, в 1821 г.; несколько слов его на разные случаи напечатаны были отдельно.
Д. Троицкий, "Иннокентий, епископ пермский"; "Перм. епарх. вед", 1872, № 16; "Сарат. епарх. вед.", 1867, №№ 7, 13; Сергий, архим., "Историч. опис. москов. Знам. монаст." 98; Смирнов "Ист. Троицкой семин. ", 498; Чистович, "История Петерб. духов. академ."; 248; Д. Б., "Угреша", М. 1875; Геннади, "Словарь".
{Половцов}
Иннокентий Смирнов
(1784—1819) — воспитанник, а потом префект главной Троице-Сергиевской семинарии, затем бакалавр и инспектор СПб. духовной академии, ректор СПб. духовной семинарии и профессор духовной академии, доктор богословия, член главного правления училищ и Ученого комитета министерства народного просвещения, благочинный над законоучителями столицы; известен как друг митрополита Филарета Московского в пору его служения в СПб. и главный борец против мистицизма, господствовавшего в России при Александре I. По должности духовного цензора И. одобрил к печати книгу Станевича "Плач на гробе младенца", содержавшую в себе резкие порицания по адресу тогдашнего министра народного просвещения и исповедания князя А. Н. Голицына и других властей, покровительствовавших мистицизму. Чтобы удалить опасного противника из СПб., князь Голицын настоял на назначении его епископом сначала в Уфу, потом в Пензу, где он успел проявить необычайную энергию в упорядочении епархии (см. Библейские общества). Его "Начертание церковной истории" — не перевод и не переделка, а труд вполне оригинальный, составленный непосредственно по анналам Барония и Магдебургским центуриям при некотором лишь (по мнению проф. Терновского) руководстве соч. Вейсмана "Меmoriаbiliа ecclesiastica historiae sacrae". Это "Начертание" служило до 60-х годов пособием по церковной истории в духовно-учебных заведениях и единственным сочинением по этому предмету в русской литературе. И. принадлежат еще: "Деятельное Богословие", Ч. 1-я: "Объяснение Символа веры"; несколько проповедей, отчасти изданных при его жизни, отчасти напечатанных в "Страннике" в 1863—1871 гг. Много осталось от него писем, важных для истории его эпохи; часть их (письма к княжне С. С. Мещерской) напечатана в "Чтениях Московского общ. ист. и др." 1874 г., часть — в "Полном собрании его сочинений" (изданных дважды — в 1821 и 1845—1847 гг.); часть хранится в рукописях в Импер. Публичной библиотеке. Ср. ст. А. Н. Пыпина "Российское библейское общество" ("Вестник Европы", 1868 г.); "Житие И.", составленное архим. Фотием в 1821 г. (рукопись); В. И. Жмакин, "Биография И." (в "Христианском чтении", 1884—1885 г.), но без библиографии и оценки его сочинений.
Н. Б.
{Брокгауз}
Иннокентий Смирнов
(Иларион Дмитриевич) — святитель, епископ Пензенский и Саратовский.
† 1819, память 10/23 октября.
Родился 30 мая 1784 года в селе Павлове, расположенном недалеко от Москвы, в семье бедного церковного причетника.
С детских лет Иларион отличался исключительно кротким нравом. Поэтому, когда он поступил в Московскую Перервинскую духовную семинарию, был прозван Смирновым за кротость и безукоризненное поведение.
Окончив Перервинскую духовную семинарию лучшим учеником, Иларион был переведен в лаврскую семинарию, где продолжил образование по классам: историческому, философскому, богословскому и иностранных языков.
В 1805 году, еще до окончания семинарии, он, как один из способнейших воспитанников, был назначен учителем в начальном грамматическом классе этой же семинарии. Затем ему было поручено преподавать поэзию, одновременно он занимался толкованием воскресных Евангелий и преподавал для всей семинарии катехизис.
С1809 года Иларион начал читать в семинарии курс философии и в это же время был назначен префектом семинарии.
Любовь к науке, усердие в исполнении обязанностей, простота сердца, верность в слове — вот что характеризовало молодого преподавателя.
13 октября 1809 года Иларион, с ранних лет полюбивший уединение, был пострижен в монашество с именем Иннокентий митрополитом Платоном (Левшиным) в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. На следующий же день он был рукоположен во иеродиакона, затем — во иеромонаха.
6 августа 1810 года иеромонах Иннокентий был назначен игуменом Николаевского Угрешского монастыря, а 14 октября он был переведен в Московский Знаменский монастырь.
22 января 1812 года по представлению Комиссии духовных училищ ему было предложено место преподавателя богословия в Санкт-Петербургской духовной академии.
30 августа 1812 года игумен Иннокентий был возведен в сан архимандрита.
В сентябре 1813 года архимандрит Иннокентий был утвержден ректором Санкт-Петербургской духовной семинарии и профессором богословия, а также членом Комитета духовной цензуры, оставаясь в то же время преподавателем церковной истории в академии. В этот же период он был назначен настоятелем Троице-Сергиевой пустыни близ Петербурга.
Находясь в Санкт-Петербурге на чреде священнослужения в 1813— 1814 гг., архимандрит Иннокентий прославился как замечательный проповедник. Его проповеди были исполнены силы слова евангельского. Он говорил с живостью, с воодушевлением, с жаром. Его пламенные чувства проникали в сердца слушателей.
Замечательна деятельность архимандрита Иннокентия как преподавателя церковной истории. Он не шел по проторенному пути, а, по возможности, проверял исторические данные по их источникам. В результате неутомимых трудов в этой области он составил "Начертание церковной истории от библейских времен до XVIII века", изданное в 1817 году в качестве учебного пособия для классического преподавания. Не менее важное значение имели его труды: "Богословие деятельное, подлежательное и практическое", "Опыт изъяснения первых двух псалмов", "Изъяснение Символа веры".
Его неутомимая деятельность в распространении духовного просвещения была отмечена Комиссией духовных училищ. В 1814 году архимандриту Иннокентию была присвоена степень доктора богословия.
7 апреля 1817 года он был назначен членом Главного правления народных училищ.
Замечательна была внутренняя личная жизнь архимандрита Иннокентия. С юных лет он отличался христианскими добродетелями смирения, благочестия, покорности, безупречной чистоты жизни. Он сам был строгим судьей всех своих слов, дел и поступков. Осторожность во всяком деле и слове превратилась у него в непрестанное духовное бдение. Никто из его уст не слышал ни одного праздного слова.
Лицо его всегда выражало спокойствие духа, умиление и благоговение. Он обладал исключительным даром проницательности, читая внутренние чувства человека.
В своей жизни больше всего избегал он осуждения как со своей стороны, так и со стороны других, умело прерывая собеседника, пытавшегося рассказывать ему о недостатках других.
Замечательной особенностью архимандрита Иннокентия была его нестяжательность в жизни. С нуждавшимися он делил последнее, что имел.
Таким образом, многие замечательные качества уже украшали Иннокентия, когда вышло решение о возведении его в сан архиерейский.
В марте 1819 года в Казанском соборе Санкт-Петербурга архимандрит Иннокентий был хиротонисан во епископа Пензенского и Саратовского. Это назначение имело и другую сторону — под видом повышения явилось благородной высылкой Иннокентия из Петербурга. Причем первоначально, по распоряжению государя, его должны были назначить в Оренбург, но по ходатайству Святейшего Синода в связи со слабым состоянием здоровья назначаемого, Оренбург был заменен на Пензу. Причиной тому послужила интрига министра духовных дел князя А. Н. Голицына за то, что Иннокентий выступил против модного в то время неправославного мистицизма.
Покорно выехал владыка к месту своего нового назначения. Но недолго пришлось ему управлять Пензенской епархией. Непрестанные труды в Санкт-Петербурге по распространению духовного просвещения истощили его слабое от природы здоровье. К тому же однажды он сильно простыл, что усугубило его болезнь. Однако, слабый здоровьем, он с нетерпением спешил в свою епархию.
21 июня 1819 года епископ Иннокентий прибыл в Пензу. За короткий период управления Пензенской епархией он успел снискать доверие и уважение своей паствы. Во все воскресные и праздничные дни он, несмотря на слабость своего здоровья, сам совершал Божественную литургию и произносил назидательные поучения. Его поучения при всей своей простоте носили отпечаток духовной благодати и мудрости.
За короткий период архипастырской деятельности епископ Иннокентий успел осмотреть почти все церкви, занялся благоустройством архиерейского дома, лично присутствовал на экзаменах в духовных учебных заведениях епархии.
В августе месяце 1819 года при поездке в Саратов он сильно заболел и уже не смог подняться с одра болезни.
Кроткий и терпеливый, он не произносил ни единой жалобы, никто не слышал стона его. Ослабев до такой степени, что не мог держать в руках даже стакан, епископ Иннокентий не прекращал заниматься епархиальными делами.
За день до кончины 9 октября 1819 года ему во сне было видение, о котором он рассказал своему келейнику. "Казалось мне, — говорил он, — что небеса отверзлись. Двое светлых юношей в белых одеждах, слетев с высоты, предстали предо мною и с любовию смотря на меня взяли меня, немощного, и вознесли с собою на небо. Сердце мое исполнилось несказанной радости, и я пробудился".
С благоговением готовясь к отшествию в вечность, он 10 октября попросил совершить над ним таинство Елеосвящения. По совершении этого священнодействия язык Иннокентия стал неметь, дыхание начало прерываться, он сам сложил на груди руки крестообразно и в 6 часов вечера тихо скончался.
Погребение его состоялось 13 октября 1819 года в Казанском соборе.
Таким образом, этот замечательный архипастырь Пензенской епархии 35-летним закончил свое земное существование. Но и за это короткое время он оставил потомкам богатое наследие своего духа и высокий пример христианских добродетелей.
Причислен к лику святых на Архиерейском Соборе 2000 года. Память празднуется 10/23 октября.
Труды:
Начертание церковной истории от библейских времен до XVIII в. в пользу духовного юношества: в 2 т. — СПб., 1817.
Богословие деятельное, подлежательное и практическое.
Опыт изъяснения первых двух псалмов. Изъяснение Символа веры. Собрание сочинений (слова и письма): в 2 т. — СПб., 1821 и 1845.
Кроме изданных в собрании сочинений, известны четыре его письма:
Письма // Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе. — М., 1844—1891. Ч. 1, 2,3.