Большая биографическая энциклопедия - иоанн соколов
Иоанн соколов
(Владимир Сергеевич) — епископ смоленский, сын священника Вознесенской церкви в Москве, род. 5 июля 1818 г., умер 17 марта 1869 г. Обучался в Высокопетровском духовном училище, в Московской семинарии и Московской духовной академии; по окончании курса в Академии, 29 августа 1842 г. постригся в монашество; 21 сентября 1842 г. назначен бакалавром при Московской академии по нравственному богословию; 22 сентября 1843 г. удостоен степени магистра; 30 октября 1844 г. перемещен в Петербургскую духовную академию бакалавром канонического права; 9 января 1848 г. определен членом конференции Петербургской духовной академии, а 20 августа того же года членом духовно-цензурного комитета; 8 сентября 1848 г. возведен в сан архимандрита; 8 июля 1850 г. Св. Синод поручил ему пересмотр переводов богослужебных книг на татарский язык; 17 июля 1850 г. назначен членом особого комитета для рассмотрения программ философских и богословских наук в высших учебных заведениях; 23 декабря 1850 г. назначен инспектором Петербургской духовной академии; летом 1851 г. обозревал Архангельскую семинарию; 26 сентября 1851 г. возведен в звание экстраординарного профессора, 19 декабря 1852 г. — в звание ординарного профессора; 8 октября 1853 г. за сочинение "Опыт курса церковного законоведения" удостоен степени доктора богословия; 10 января 1855 г. назначен ректором Петербургской семинарии, летом того же года обозревал Тверскую семинарию; 17 марта 1857 г. назначен ректором и профессором догматического богословия в Казанскую духовную академию; в Казани он редактировал "Православный Собеседник" и привлек к этому журналу живое внимание читающей публики, подвергая в нем обсуждению многие жгучие вопросы современности; 31 марта 1864 г. перемещен ректором в Петербургскую духовную академию; 17 января 1865 г. посвящен в сан епископа выборгского, с оставлением в должности ректора; летом того же года обозревал Рижскую семинарию; 9 ноября 1866 г. определен епископом смоленским, и на этом месте оставался до смерти. Иоанн смоленский известен, как лучший русский канонист своего времени; его сочинение "Опыт курса церковного законоведения" (два выпуска), пользовалось большою известностью; ему же принадлежит целый ряд статей по церковному законоведению в "Христианском Чтении" и "Православном Собеседнике"; кроме того, он замечателен и как проповедник. Из сочинений его, кроме вышеназванного, замечательны: "О монашестве епископов"; "Общество и духовенство"; "О преподавании богословия в наших университетах"; слова: "Слово об освобождении крестьян", "Слово по случаю дворянских выборов в Петербурге" и некоторые другие.
"Странник",1869 г., апрель; Романский, "Преосв. Иоанн, епископ смоленский, его жизнь и проповеднические труды", М. 1877 г.
{Половцов}
Иоанн Соколов
(в миру Владимир, 1818—1869) — известный проповедник и канонист, сын священника; окончив курс в Москов. духовной акад. и получив за сочинение "Стоглавый собор" ("Правосл. Собеседник", 1860, т. I и II) степень магистра, принял монашество, был проф. в СПб. дух. акад., ректором СПб. дух. семинарии и дух. акад. Казанской и СПб., викарием СПб. епархии, наконец, епископ. смоленским. Его "Опыт курса церковного законоведения" (СПб., 1851—52) был первой в России попыткой научной разработки церковного права и доставил ему степень доктора богословия. В тесной связи с этим трудом находится ряд отдельных статей в "Христианском Чтении" (1846—1865) и в "Правосл. Собеседнике" (1857—1869). Отрывки лекций И. по догматическому богословию напечатаны в "Христ. Чтении" (1875—1877 гг.). В Казани сильно увлекали слушателей лекции И. о последних судьбах человека, о смерти и загробной жизни. Рукописи этих лекций хранятся в библиотеке Казанской акад. Всего более прославился И. как проповедник, отводивший в этой области широкое место публицистическому элементу; ему случалось останавливаться на самых жгучих вопросах дня. Особенно памятны его проповеди 1859 г. об освобождения крестьян; он же внушил А. П. Щапову приготовить для академического акта речь: "Голос русской церкви в защиту несвободных людей". В печати ("Христ. Чтение" и "Правосл. Собеседник") имеются 60 проповедей И. Проповеди, произнесенные И. в Смоленске (о гласности, о характере современных лжеучений, о женском образовании, о женской эмансипации, о свободе политической и гражданской, о принципах суда и судящей совести и пр.), изданы отдельным сборником, под заглавием: "Беседы, поучения и речи" (Смоленск, 1871; 2 изд., 1876). Публицистический характер внесен И. и в "Православный Собеседник", редактированием которого он занимался в бытность ректором Казанской академии. Под его руководством "Правосл. Собеседник" сделался образцом для целого ряда последующих духовных журналов. Сам он напечатал в "Правосл. Собеседнике": "Нечто о современных отношениях римской церкви к православной" (1858, т. III); "Общество и духовенство" (1859, т. I): "О монашестве епископов" (1863, т. I и II) и др.
О личном характере И. часто вредившем его карьере, см. статью Аристова в "Историч. Вестнике" (1880 г. № 12). Ср. H. Романский, "Преосвященный И., епископ смоленский" ("Чтения в общ. любит. духовн. просвещения", М., 1887, №№ 2—9); Знаменский, "История Казанской дух. акад." (Казань, 1891—92).
{Брокгауз}
Иоанн Соколов (дополнение к статье)
(в миру Владимир Сергеевич, 1818—1869) — епископ смоленский. О нем: С. Покровский, "Преосвященный И., епископ смоленский, как пастырь и руководитель пасомых" (Петрозаводск, 1902); П. Прокошев, "Канонические труды И., епископа смоленского" (Казань, 1895).
{Брокгауз}
Иоанн Соколов
(Владимир Сергеевич) — епископ Смоленский и Дорогобужский.
Родился 5 июня 1818 года в Москве в семье священника.
Первоначально обучался в Высокопетровском духовном училище, а с 1832 года — в Московской духовной семинарии.
В 1838 году поступил в Московскую духовную академию. 29 августа 1842 года пострижен в монашество и 30 августа рукоположен во иеродиакона.
С 22 сентября 1842 года — бакалавр при Московской духовной академии по классу нравственного богословия.
5 октября 1842 года рукоположен во иеромонаха.
27 декабря 1843 года удостоен степени магистра.
22 декабря 1844 года переведен бакалавром в Санкт-Петербургскую духовную академию на кафедру канонического права, которую занимал десять лет.
С 9 января 1848 года — член конференции Санкт-Петербургской духовной академии.
8 сентября 1848 года возведен в сан архимандрита.
С 27 января 1849 года — член духовного цензурного комитета.
С 17 июля 1850 года — член особого комитета для рассмотрения программ философских и богословских наук в высших учебных заведениях.
8 января 1851 года назначен инспектором Санкт-Петербургской духовной академии.
С 26 сентября 1852 года — профессор, а с 19 декабря того же года — ординарный профессор.
8 октября 1853 года за сочинение "Опыт церковного законоведения" получил редкую в то время степень доктора богословия.
16 января 1855 года назначен ректором Санкт-Петербургской духовной семинарии.
С 17 марта 1857 года — ректор и профессор Казанской духовной академии. Был инициатором создания журнала "Православный собеседник".
31 марта 1864 года перемещен ректором в Санкт-Петербургскую духовную академию.
17 января 1865 года хиротонисан во епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской епархии.
13 ноября 1866 года переведен на Смоленскую кафедру.
Скончался 17 марта 1869 года. Погребен в Смоленском кафедральном соборе.
Епископ Иоанн известен как лучший русский канонист и проповедник, новатор в православном проповедническом слове. Его труды в области церковного законоведения до сих пор имеют важное значение.
Ученый и талантливый духовный писатель, епископ Иоанн был очень любим Московским митрополитом Филаретом и им самим за ученость был прозван "Филаретик".
Преосвященный вел аскетический образ жизни, был строг к себе и другим.
В епархиальных делах епископ Иоанн не отличался практичностью. Но он недолго и пробыл епископом (немногим более четырех лет). Однажды утром нашли его мертвым на полу посреди спальни; одна нога была босая, а другая — в туфле, как будто перед неожиданной кончиной он побежал звать кого-либо на помощь, но упал бездыханный.
Труды:
Опыт курса церковного законоведения (два выпуска).
Догмат о Пресвятой Троице. — СПб., 1897, а также: Православный собеседник. — Казань, 1911, апрель, с. 142.
Беседа в день явления Смоленской Божией Матери — Одигитрии // Русский паломник. — 1893, № 31, с. 489.
![](https://terminy.info/assets/images/usearch.png)
Вопрос-ответ:
![](https://terminy.info/assets/images/uarrow.png)
![](https://terminy.info/assets/images/uarrow.png)
![](https://terminy.info/assets/images/uarrow.png)
![](https://terminy.info/assets/images/uarrow.png)
![](https://terminy.info/assets/images/uarrow.png)
![](https://terminy.info/assets/images/uarrow.png)
![](https://terminy.info/assets/images/tag.png)