Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - иосиф патриарх российский

Иосиф патриарх российский

— пятый Патриарх Российский, возведен на сие достоинство из Архимандритов Московского Симонова Монастыря в 1642 году и хиротонисан Марта 27 того же года; скончался в Москве 1652 года Апреля 15, от апоплексии. Царь Алексей Михайлович весьма обстоятельно описал болезнь, кончину и погребение его в одном Письме к Митрополиту Новгородскому Никону, преемнику Иосифову в Патриаршестве, находившемуся тогда в Соловецком Монастыре для перенесения оттуда в Москву Мощей Св. Филиппа, Митрополита Московского. Сие пространное Письмо между многими другими к нему же от Царя писанными находится в рукописях Новгородского Софийского Собора.

С самого начала правления своего Иосиф издал Поучение к Духовному и мирскому чину, которое напечатано в 4 долю листа без означения года; и сверх прочих попечений своих о пользе Церкви, он употребил всемерное тщание о размножении в России печатных книг, а сколько можно и о исправнейшем их издании. Но, к сожалению, ни сам не имел к тому способностей, ни верных и просвещенных помощников себе. По крайней мере желая другим подать некоторое руководство к Словесности, он 1648 г. велел напечатать Славянскую Грамматику Мелетия Смотрицкого с Предисловием, выбранным из слов Максима Грека, доказывающих необходимость исправления Славянских книг, и с прибавлениями на конце, взятыми из того же писателя. Но и она издана весьма неисправно, со многими Типографическими ошибками и смешениями, с большими пропусками, прилогами и переменами против подлинника Мелетиева, напечатанного в Вильне 1618 г. В 1649 г. издал он Краткий Катехизис Митрополита Петра Могилы, в коем переправлены некоторые места по тогдашнему образу мыслей. Вообще книги, при сем Патриархе изданные, не имели Типографской исправности, хотя печатаны весьма чисто, на самой лучшей бумаге и с возможною тогда по наружности тщательностью. Сверх всего того, в них много развратов и подлогов, которые доныне остались камнем претыкания для суеверов. Однако ж виною сему был не Патриарх, но (как свидетельствует современник тому Игнатий, Митрополит Сибирский, в 3-м своем Послании на Сибирских Еретиков) бывшие в отличной у него доверенности известные расколоначальники, Протопоп Аввакум, Суздальский Поп Лазарь, Поп Никита прозванный Пустосвят, Царский Духовник Протопоп Стефан Вонифатьев, Диакон Феодор и Григорий Нероновы. Все сии люди, зараженные издавна раскольничьими мнениями были в чести и у народа и при Царском Дворе; а потому и Патриарх, будучи сам в глубокой старости и слабости, без всякого подозрения полагался на них как в издании, так и в исправлении книг. Печатный же двор был тогда в ведомстве Царского Дворцового Приказа, под управлением Князя Львова, единомышленника их. Исправщики сии, говорит Игнатий, сперва напечатали в так называемой Кирилловой книге 1644 г. а потом в Предисловии Учебной Псалтири, изданной 1546 г. и Следованной, изданной 1647 г., ложное учение о сложении перстов, подтверждая то ссылкою на Феодорита, но к словам Феодоритовым приставили от себя самих толкование: сиречь великий перст да два последний. После, когда издавалась в 1648 г. сборная из разных сочинений книга о Вере единой, истинной, Православной и о Св. Церкви, то они же присоветовали, де, включить и в сию книгу превратное о том же толкование, под именем Феодорита. Наконец, то же напечатали они в Катехизисе, изданном в 4 долю листа 1649 г. Сих книг, продолжает Игнатий, печатано было по 1200 экземпляров, а всех выпущено по России 6000, и ими-то заражены наипаче все юные читатели; едини точию зело престарелии людие того учения не прияша. В 1650 г. Патриарх Иосиф повелел издать тиснением Кормчую Книгу, которая при нем большею частью и отпечатана, а выпущена в свете уже по смерти его, при Патриархе Никоне, в 1653 г. Но издатели спешили, пока новый Патриарх не успел еще узнать о их коварствах, кончить ее и даже подтвердить именем самого Никона [В первых 400 выпущенных экземплярах не упомянуто даже было и о имени Никона.] и якобы Собора, рассматривавшего ее и сличавшего с подлинниками не токмо Славянскими древлеписьменными, но и с Греческими. Однако ж сия ложь очевидно почти на каждой странице обнаруживается и грубыми типографскими ошибками, и смешением смысла, и превратностью иногда оного, и пропусками и лишними вставками; даже явно, что прямо напечатана она была с весьма неисправного списка. Многие сему примеры можно показать чрез сличение с Аристиновым и Зонаровым Номоканоном, с коего переведена первая; и с подлинными Новеллами Греческих Императоров и разными Греческого Права статьями, из коих составлена вторая часть; а многие главы не известно откуда взяты. Сверх того издатели не преминули включить и здесь некоторые статьи сообразные их умствованию. При втором издании сей книги 1786 г. в Москве целая таковая глава Никиты Мниха выключена; прочие же статьи оставлены Каноническим Правом. Когда Патриарх Никон, усмотревши все в книгах порчи и подлоги сих издателей, подверг их истязанию; то они же первые восстали против исправления его и распространили смущение по всей Церкви. С тех пор защитники их раскола и последователи более всех книг уважают изданные при Патриархе Иосифе, и те из них, в коих включено лжеучение о двуперстном знамении и проч., напечатали уже вторым изданием в Почаевской, Гродненской, Виленской и других Раскольничьих Типографиях, как-то: Малый Катехизис 1783 г., Псалтирь Учебную 1780 г., О вере единой 1785 г., Кормчую того же года, Кириллову книгу 1786 г. и проч.

{Болховитинов}

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое иосиф патриарх российский
Значение слова иосиф патриарх российский
Что означает иосиф патриарх российский
Толкование слова иосиф патриарх российский
Определение термина иосиф патриарх российский
iosif patriarh rossiyskiy это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):