Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - ипатов алексей николаевич

Ипатов алексей николаевич

(р. 19.11. 1927) — спец. по соц. филос.; д-р филос. наук, проф. Род. в д.Береговая Кабанского р-на (Республика Бурятия). В 1944—1951 проходил воинскую службу на Тихоокеанском флоте. После демобилизации работал (с 1951 по 1961) в системе профтехобразования. С 1961 по 1970 — в Оренбургском обкоме КПСС (в качестве консультанта, лектора, руководителя лекторской группы). Окончил в 1961 филос. ф-т МГУ (заочное отделение). В 1971 — асп. АОН. С 1971 по 1979 — ст. н. с. этой Академии. С 1979 по 1985 — член Совета — отв. секретарь Совета по делам религий при Совете Министров СССР. С 1985 по 1997 зав. кафедрой соц. и гуманит. наук Моск. гос. индустриального ун-та. С 1997 — проф. этого ун-та. Докт. дисс. — "Этноконфессиональная общность как социальное явление (проблема взаимодействия религии и этноса)" (1981). В опубликованных работах большое место отводится теории этноконфес-сиональной общности. Этой концепции присуща двуединая основа в виде конфессиональной и светской организаций, обладающих как особенными, так и общими связями. Раскрываются важнейшие предпосылки и условия формирования этноконфессиональных общностей, к к-рым относятся процессы миграции участников религ.-обществ. движений против господства феодалов; этнообразующее влияние религии, эндогамная обособленность, сельский локальный образ поселения в иноязычной и иноконфессиональной среде и др. Определяющей основой образования этноконфессиональных общностей являлись бурж.-экон. отношения, возникшие в поселениях, к-рые охватывались этими общностями, развитие их неминуемо вызывало классовое расслоение, порождавшее своеобразные соц. движения, внутри этих общностей возникали сектантские новообразования. Выявлены осн. тенденции формирования соц. связей между религией и этническими общностями, перерастающие, как это имело место в условиях феодализма, в процесс образования этноконфессиональных общностей. Осн. тенденции проявились в сфере взаимодействия конфессиональной и этнической специфики. В публикациях И. получила дальнейшую разработку концепция этноконфессио-нальной культуры как продукта переплетения вероу-чительных, культовых особенностей какого-либо вероисповедного направления с этнической спецификой, т. е. с особенностями традиц. видов материальной и дух. культуры, присущих определ. народу. Концепция этноконфессиональной культуры разрабатывалась на факте многовекового взаимодействия православия и рус. этноса. В ходе этого процесса происходила христианизация вост.-славянского язычества и нар. переработка православия, приспосабливавшая его к своим культурно-бытовым особенностям. Эти две тенденции, по мнению И., привели к обрусению православия, а, с др. стороны, стали одним из этнообразующих факторов формирования рус. этноса. Проблема этноконфессиональной общности рассмотрена на примере меннонитов, духоборцев, гуттерцев, бухтармин-ских старообрядцев, существовавших в России в течение ряда веков.

Соч.: Кто такие меннониты. Алма-Ата, 1977; Меннониты (вопросы формирования и эволюции этноконфессиональной общности). М., 1978; Православие и русская культура. М., 1985; Проблема тождества и различия религиозной и этнической принадлежности. М., 1993; Этноконфессиональные отношения и государство. М., 1993.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое ипатов алексей николаевич
Значение слова ипатов алексей николаевич
Что означает ипатов алексей николаевич
Толкование слова ипатов алексей николаевич
Определение термина ипатов алексей николаевич
ipatov aleksey nikolaevich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):