Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - исаева наталия васильевна

Исаева наталия васильевна

(р. 17.09.1954) — спец. по истории филос., истории религии, инд. культуре и эстетике; переводчик; д-р филос. наук, вед. н. с. Род. в Кишиневе. В 1976 закончила филос. ф-т МГУ, в 1979 — асп. Ин-та востоковедения РАН. В 1981 защитила канд. дисс. на тему "Концепция индивидуальной души (джива) в Комментарии Шанкары на "Брахма-сутры" Бадараяны", в 1998 — докт. дисс: "От ранней веданты к кашмирскому шиваизму: Гаудапада, Бхарт-рихари, Абхинавагупта". С 1980 работала в Отделе истории и культуры Древнего Востока Ин-та Востоковедения РАН; в наст. вр. — вед. н. с. Помимо преподавания в Москве, выступала с лекциями по инд. филос. (в основном, по традиции веданты) в ун-тах США, Великобритании, Канады и др. стран. Обл. науч. интересов: история инд. филос. и эстетики (преимущественно в рамках системы веданта); инд. филос. языка; теология веданты; теология С.Кьеркегора. В работах по истории инд. филос. и религии И. занималась прежде всего адвайта-ведантой Шанкары. В центре внимания здесь оказалась проблема чистого сознания (Атмана), причем иссл. возможность приближения к этой основе мышления и опыта как с т. зр. апофатической теологии, так и путем описательных средств теологии ка-тафатической. Тем самым вопрос об абсолютном Атма-не в адвайте вводится в круг общефилос. традиции рассмотрения чистого сознания (от Майстера Экхар-та до Гуссерля). В дальнейшем И. рассматривает эволюцию ведантистского представления об Атмане в более широком контексте: от идей ранней веданты до эс-тетич. концепций кашмирского шиваизма. Здесь представление об основе бытия и мышления трансформируется в образ Божественного начала, тождественного Речи. По мнению И., подобный подход находит себе параллели в восточно-христ. идеях о божественных "энергиях" или "именах" (см. прямые параллели с теологией исихастов, а в дальнейшем и с учением православных "имяславцев"). Наконец, образ божественных "энергий", создающих онтол. и смысловую "сетку" мира, прямо подводит к представлению о Божественной любви, что косвенно подтверждается, мистико-эротическими построениями кашмирцев (Утпаладева, Абхинавагупта). Тогда и чисто эстетич. идеи кашмирского шиваизма уже не оказываются на периферии их творч., но получают себе онтол. и даже теологич. обоснование. В отличие от др. исследователей, И., напр., рассматривает понятие "раса" в инд. эстетике не просто как "вкус" или "эстетич. наслаждение", но как онтол. страсть, находящую себе выражение в любом акте творчества (от творения мира до создания произведения искусства) и — соответственно — акте творч. восприятия (будь то обретение единства с Божественным началом или момент катарсиса, превращающий зрителя в "со-сердечного", равноправного участника зрелища). И. показывает, что в учениях кашмирского шиваизма момент "узнавания" себя Богом равнозначен катарсической вспышке, соединяющей художника и зрителя, творение же мира по существу равнозначно внезапному проявлению смысла художеств. произведения. В 1993—1994 — н. с. (Spal-ding Visiting Fellow), Вульфсон Колледж, Оксфорд, Великобритания. И. перевела с датского (совм. с С.А.Исаевым) кн. Серена Кьеркегора "Страх и трепет" (издана в России в 1993 г., 2-е изд. — 1998).

Соч.: Шанкара и индийская философия. М., 1991; С.Кьеркегор. "Страх и трепет" [трактаты 'Frygt og Baeven' ("Страх и трепет"), 'Begrebet Angest' ("Понятие страха"), 'Sygdommen til Doeden' ("Болезнь к смерти")] Комментарии совм. с С .А.Исаевым. М., 1993 (2-е изд. 1998); Sankara and Indian Philosophy ("Шанкара и индийская философия"). New York, 1993; 2-е изд. — 1997; From Early Vedanta to Kashmir Shaivism (Gaudapada, Bhartrhari, and Abhinavagupta) ("От ранней веданты к кашмирскому шиваизму"). New York, 1995. Слово, творящее мир. От ранней веданты к кашмирскому шиваизму. (С приложением переводов "Мандукья-карик" Гаудапады и "Брах-ма-канды" Бхартрихари). М., 1997; Кроме того, И. написала более 50 энциклопедических статей по философии и теологии веданты в "Философскую энциклопедию", "Православную энциклопедию", а также в Encyclopaedia of Hinduism, Columbia.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое исаева наталия васильевна
Значение слова исаева наталия васильевна
Что означает исаева наталия васильевна
Толкование слова исаева наталия васильевна
Определение термина исаева наталия васильевна
isaeva nataliya vasilevna это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):