Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - ивакин алексей аркадьевич

Ивакин алексей аркадьевич

(25.07.1936) — спец. по общей теории филос., теории познания, методологии науки; д-р филос. наук, проф. Род. в г. Сатка Челябинской обл. В 1959 окончил геол. ф-т ЛГУ. С 1960 по 1967 работал в геол. организациях г. Алма-Аты. Окончил филос. асп. АН Казахской ССР (1970). С 1971 по 1986 работал в ИФП АН Каз. ССР — мл. н.с, ученым секретарем ин-та, ст. н. с. Канд. дисс. — "Становление конкретного историзма в геологии" (1971). Докт. дисс. — "Роль принципов диалектики в геологическом познании" (1982). В 1984 в составе творч. коллектива философов был удостоен звания Лауреата гос. премии Каз. ССР в обл. науки и техники. С 1986 по 1988 год работал проф., зав. кафедрой филос. в Алма-атинской ВПШ. В 1988 переехал на Украину, в Одессу. До 1996 работал зав. кафедрой филос. Одесской ВПШ, к-рая потом была последовательно реорганизована и переименована (с 1990 — Одесский ин-т политол. и соц. управления, затем ф-т социол., экономики и политол. Одесского гос. ун-та, Ин-т соц. наук Одесского гос. унта). С сентября 1996 по декабрь 1997 — проф. кафедры филос. естественно-науч. ф-тов Одесского гос. унта. С 1998 и по наст. вр. — зав. кафедрой филос. Одесской нац. юрид. академии. Сфера науч. интересов: метафилософия, этика, теория познания, диалектич. логика и филос. вопросы естествознания. Очерчивая идеи метафилос. характера, И. рассматривает, прежде всего, ряд аргументов в пользу док-ва того, что филос. имеет свой строго очерченный предмет, основанный на разл. аспектах соотношения сознания и бытия. Сначала он делает это путем герменевт. анализа таких понятий, как логос, вещь, речь и т.д. Затем привлекает для данной цели процесс предметной деятельности с т. зр. выработки в ее лоне универсальных форм мышления. И, наконец, автор обращается к генезису филос., ее выделению из лона мифологич. сознания в качестве ответа на запросы человеч. практики, изменившейся в результате разделения труда на умственный и физ. Все это, по убеждению автора, показывает, что системообразующим началом филос. знания выступает проблема соотношения сознания и бытия. В схематической форме (в виде спец. таблиц), сопровождающейся развернутыми комментариями, автор, переосмысливая гегелевскую традицию, старается показать, что все многообразие филос. проблем, парадигм и дисциплин м.б. рассмотрено в виде целостной системы. Развивая и интерпретируя гегелевское понимание структуры ло-гич. мышления, автор стремится доказать абсолютную необходимость диалектич. метода познания, противопоставляя его догматизму, скептицизму, эклектике и софистике как своеобразным отклонениям, патологиям процесса мышления. Поскольку, как считает автор, предмет филос. изначально детерминирован диалектич. соотношением материального и идеального, постольку вслед за А.Ф.Лосевым он аргументирует невозможность анализировать и излагать филос. проблемы недиалектически. Вторая сфера науч. интересов автора—этика, в частности, проблема счастья. В своем анализе категории и феномена счастья И. гл. своим выводом считает результат проделанного им диалектич. синтеза сформулированных В.Татаркевичем четырех "понятий" счастья: счастья-везения, счастья-блаженства, счастья-обладания высшими из доступных человеку благ и счастья — удовлетворенности прожитой жизнью. Если Татаркевича эта четырехзначность удручает и приводит в конечном итоге к выводу об относительности счастья, то автор стремится доказать, что именно третье из выделенных польским мыслителем пониманий счастья (так называемая "эвдемония") служит системообразующим началом в данной четверке значений, а остальные три — с необходимостью вытекают из этого начала как его частные проявления.

Соч.: Эволюция живой природы как развитие способов производства информации // Известия АН Казахской ССР: Серия общественных наук. 1976. № 3; Роль принципов диалектики в геологическом познании. Алма-Ата, 1979; Прерывное и непрерывное. [В соавт.]. Киев, 1983; Что такое счастье. Алма-Ата, 1986; Отрицание и полагание. [В соавт.]. Киев, 1990; Краткий очерк общей философии. Одесса, 1999; Основы эпистемологии (теория и методология научного познания). Одесса, 2000 (на укр. языке); Универсальность объективной диалектики // Актуальные проблемы политики: сборник научных работ. Вып.9. Одесса, 2000.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое ивакин алексей аркадьевич
Значение слова ивакин алексей аркадьевич
Что означает ивакин алексей аркадьевич
Толкование слова ивакин алексей аркадьевич
Определение термина ивакин алексей аркадьевич
ivakin aleksey arkadevich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):