Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - иванов андрей иванович

Иванов андрей иванович

— профессор исторической и портретной живописи. Род. 18 декабря 1772 г. в Москве, умер 12 июля 1848 г. в Петербурге от холеры. Сын неизвестных родителей, он был принят в Академию Художеств из Воспитательного дома в 1779 году и был учеником известного Угрюмова. Награжденный, при окончании курса, двумя серебряными медалями в 1795 и 1796 гг. и первою золотою за "Жертвоприношение Ноево" в 1797 г., он получил, вместе с аттестатом 1-й степени и званием художника 14-го класса, право на заграничное пенсионерство, но по обстоятельствам того времени не мог быть отправлен в чужие края и потому, оставшись в Петербурге и обзаведясь семьей, поступил преподавателем рисования в Академию (1798). В 1800 г. он признан "назначенным в академики", в 1802—академиком за исполнение программы " Адам и Ева по изгнании из рая" и зачислен в адъюнкт-профессоры, в 1806 г. назначен советником и профессором — за исполнение программы "Сражение русского воина Мстислава Удалого с печенегом Редедею" (1812, находится теперь в Эрмитаже); наконец в 1812 г. он был помещен на вакансию младшего профессора живописи. Сделавшись впоследствии старшим профессором, вышел в отставку в 1831 г.; он успел образовать немало хороших художников, в том числе известных К. Брюллова и Александра Иванова — своего старшего сына. Андрей Иванов всегда считался художником с дарованием, старательным, трудолюбивым и весьма полезным в качестве преподавателя, но обращал на себя внимание не столько своими произведениями, сколько академическою службою. Главными его работами были образа для церквей Михайловского замка ("Моление о чаше"), Конногвардейского полка (1803), больницы для бедных — половина иконостаса и запрестольный образ "Воскресение Христово" (1804), Казанской Божией Матери (10 местных образов 1804—12), Конюшенного ведомства (северные и южные двери в иконостасе с двумя образами над ними, 1823), русской миссии в Пекине (14 образов для иконостаса и плащаница, 1823), Измайловского полка (плащаница), Спаса Преображения (6 образов с изображениями 12-ти апостолов и 4-х московских святителей), 1-го Карабинерного полка (запрестольный образ "Снятие со Креста" и 4 местных) — все 1826—30 гг., а также для соборов: Александровского в Варшаве "Преображение Господне" и "Сошествие Св. Духа" (1835—36), Сионского в Тифлисе: "Пророк Моисей", (1836—37) и для церкви Академии Художеств ("Положение во гроб" и "Малая плащаница" 1837—38). Кроме того, им исполнены были: "Парящая Афина", альфреско на стене чугунной лестницы в Академии Художеств, эскиз "Благодарность Христу одного прокаженного из 10-ти исцеленных" и исторические картины "Смерть Генерала Кульнева" (1827) и "Петр Великий" (1837—1838), проект памятника императору Петру І в Полтаве (1845—46) и проч. Наконец в Московском Публичном и Румянцевском Музее есть еще историческая картина "Смерть Фивского вождя и друга Энаминондова Пелопида" и два портрета — художника и его жены в виде весталки, работы Андрея Иванова; в зале же заседаний Академического Совета сохраняется поколенный портрет его в натуральную величину, писанный И. С. Бугаевским-Благодарным на звание академика в 1824 г. — Чрезвычайно любопытные письма его к сыну, А. А. Иванову, заключающие ценные данные о их взаимных отношениях, напечатаны к "Русск. Худож. Арх.", за 1892 г.

"Сборник матер. для истории Имп. Ак. Худ.", Π. Η. Петрова, т. І и II и "Указатель" к нему, А. Е. Юндолова. "Журнал изящных искусств", В. И. Григоровича 1823, 36 и 424—426. "Отчеты Акад. Худ.": 1828—30, 1836—37, 1837—38, 1842—43 и 1845—46 гг. "Каталог карт. галереи Имп. Ак. Худ." А. И. Сомова, 1872, І, 163; А. П. Новицкий, "Худож. галерея Моск. Публ. и Румянц. Музея", 1889 г. 158.

Н. Собко.

{Половцов}



Иванов, Андрей Иванович

(1775—1848) — исторический живописец, в возрасте 6 лет был привезен в СПб. и определен учеником в Имп. Акад. художеств. Здесь главным его наставником в живописи был Г. Угрюмов. Окончив курс в 1797 г. с большой золотой медалью, за картину: "Жертвоприношение Ноя", он был оставлен при академии пенсионером и чрез год определен преподавателем рисования в ее классах. В 1800 г. признан назначенным в академики, в 1803 г. занял в академии должность адъюнкт-проф. исторической живописи и получил звание академика за картину "Адам и Ева с детьми" (наход. в музее Акад.). В 1806 г. повышен в советники, а в 1812 г., за картину "Единоборство кн. Мстислава Удалого с Редедею" (наход. в музее Акад.) подучил степень проф. и стал преподавать историческую живопись. Занимал эту должность до 1831 г. Произведения этого художника, отличающиеся прекрасным рисунком и сильным, хотя и несколько резким колоритом, весьма уважались в свое время. Они принадлежат, главным образом, к религиозному роду живописи и украшают преимущественно петербургские храмы; таковы между прочим иконы в Казанском и Преображенском соборах, в Конюшенной црк. и в црк. Почтамта и Михайловского замка. Им написаны также иконостасы для церкви российской миссии в Пекине и для Сионского собора, в Тифлисе. Из его исторических картин, сверх вышеупомянутых двух, можно указать еще на "Эпизод из осады Киева печенегами", в Имп. Эрмитаже, и на "Смерть Пелопида", в Московском публичном музее. В качестве проф. академии, он отличался уменьем передавать свои познания ученикам, из которых многие обязаны ему своими последующими успехами. Он был наставником К. П. Брюллова и первым руководителем своего сына, одного из наиболее прославившихся русских живописцев, А. А. Иванова.

А. С—в.

{Брокгауз}

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое иванов андрей иванович
Значение слова иванов андрей иванович
Что означает иванов андрей иванович
Толкование слова иванов андрей иванович
Определение термина иванов андрей иванович
ivanov andrey ivanovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):