Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - иванов андрей владимирович

Иванов андрей владимирович

(р. 29.01.1958) — спец. по теории познания и филос. культурологии; д-р филос. наук, доц. Род. в Москве. Окончил филос. ф-т МГУ (1984). С 1985 — асс. кафедры диалектич. материализма филос. ф-та МГУ (с 1990 — кафедра систематической филос.), с 1992 — доц. этой кафедры. Докт. дисс. — "Природа сознания: онтологические основания, гносеологическая структура, культурно-синтетический потенциал" (1998). Зам. гл. ред. ж. "В. МГУ. Сер. Философия", зам. гл. ред. словаря "Философы России XIX—XX столетий: Биографии, идеи, труды" (М., 1993; 2-е изд. — М., 1995); член ред. совета III изд. этого словаря (1999). Вице-президент обществ. культурно-экол. фонда "Алтай — 21 век". В конце июня 2000 переехал на работу в Алтайский край. В наст. время — проф. Алтайского гос. ун-та (г. Барнаул). В работах И. систематически развивается софиологическое направление рус. "метафизики всеединства". Дается совр. филос. интерпретация и науч. экспликация идеи Софии как многоуровневой материально-идеальной (или энерго-инфор-мац.) субстанции, лежащей в основе возникновения многообразных жизненных форм в Космосе и обеспечивающей их информац. упорядоченность и взаимодействие (со-знание). Разрабатывается онтол. учение о сознании человека как органической и конструктивной части единой софийной реальности, представляющей собой не только опосредованную физ. действием и техн. устройствами, но и непосредственную эволюционную силу в Космосе, способную к безграничному совершенствованию. Софийная онтология сознания дополняется выделением его гносеол. структуры, включающей четыре сферы (телесно-перцептивную, эмоционально-аффективную, логико-понятийную и ценностную) и три уровня (бессознательный—сознательный—сверхсознательный). Обосновывается идея, что важнейшим органом жизнедеятельности сознания, интегрирующим все его уровни и сферы, а также выступающим носителем глубинного Я личности, является сердце с такой присущей ему познавательной способностью как разум сердца (или сердечное ведение). В культурол. плане И. доказывает взаимодополнительность важнейших сфер дух. творч. (дух. культуры) человека (религии, науки, филос., мистики и искусства), поскольку они основываются на деятельности разл. познавательных способностей сознания и потому несводимы друг к другу. Вместе с тем формулируется ряд эвристических принципов, позволяющих разл. сферам дух. культуры вести продуктивный и взаимообогащающий диалог и тем самым образовывать соборное единство Духа. Рассматривая в историософском аспекте отношения между культурно-географическими мирами Востока, Запада и России-Евразии, И. видит их различия в специфике временного существования (примат, соответственно, природно-телесного, соц. и дух.-космич. времени) и отсюда объясняет закономерную смену их ист. лидерства. Специфика культурно-ист. бытия России в доминирующем дух.-космич. времени — времени личного совершенствования и соборного преобразования мира на дух.-нравств. основе — является важнейшей онтол. предпосылкой ее цивилизац. лидерства в XXI веке, к-рое будет связано с переходом от техногенно-потребительской, олицетворяемой странами Запада, к дух.-экол. (или ноосферной) цивилизации. В этом плане обосновывается тезис о наличии на территории России—Евразии уникальных биосферно-ноосферных регионов, обладающих необходимым природно-культурным потенциалом для стратегического дух.-экол. цивилизац. прорыва.

Соч.: О свободе определения и об определении свободы // ФН. 1990. № 11; Философская судьба Э.Кассирера // В. МГУ. Сер."Философия". 1990. № 2; Социально-правовой Космос России: суждено ли сбыться мечте // В. МГУ. Сер."Философия". 1992. № 2; Уровни русского самосознания // В. МГУ. Сер."Социально-политические исследования". 1993. № 6; Запад—Россия—Восток (сравнительно-типологический анализ познавательных стратегий и ценностных ориентации). М., 1993; Четвертая печать. Эскизы к феноменологии русского духа. [В соавт.]. Тверь, 1993; Сознание и мышление. М., 1994; На пороге III тысячелетия // Москва. 1994. № 2; Принципы формирования культурного Космоса // В. МГУ. Сер."Философия". 1994. № 2; "Андреев Д.", "Бакунин М.А.", "Блаватская Е.П.", "Герцен А.И.", "Данилевский Н.Я.", "Мечников Л.И.", "Милюков П.Н.", "Новгородцев П.И." (ч.2), "Победоносцев К.П.", "Потебня А.А.", "Pepux H.K.", "Розанов В.В." (Ч.1), "Солоневич И.Л.", "Сорокин П.А." [совм. с Алексеевым П.В.], "Тихомиров Л.А." (ч.1), "Трубецкой Е.Н." [совм. с Алексеевым П.В.], "Туган-Барановский М.И.", "Федоров Н.Ф." [совм. с Алексеевым П.В.], "Флоренский П.А." (ч.2.), "Щербатской Ф.И.", "Юркевич П.Д." // Философы России XIX—XX столетий: Биографии, идеи, труды. 3-е изд. М., 1995; Философско-богословская идея Софии: современный контекст истолкования // В. МГУ. 1996. № 2; Эпоха софийного мыслетворче-ства: сущность и перспективы становления // Делъфис. 1997. № 3; Уникальные биосферные регионы как стратегический ресурс России—Евразии (на примере Горного Алтая) // Проблемы региональной экологии. 1997. № 3; Ноосферная цивилизация: сущность и закономерности становления. [В соавт.] // Россия Азиатская. 1998. № 2; Время великого размежевания: от техногенно-потребительской к духовно-экологической цивилизации. [В соавт.] // В. МГУ. Сер."Философия". 1999. № 6; Пути противостояния современному иррационализму // Там же. 2000, № 6; Мир сознания. Барнаул, 2000; Духовно-экологическая цивилизация: устои и перспективы. Барнаул, 2001.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое иванов андрей владимирович
Значение слова иванов андрей владимирович
Что означает иванов андрей владимирович
Толкование слова иванов андрей владимирович
Определение термина иванов андрей владимирович
ivanov andrey vladimirovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):