Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - иванов николай кузьмич

Иванов николай кузьмич

— знаменитый тенор, род. 10 октября 1810 в Полтавской губернии, ум. 7 июля 1880 в Болонье. Мальчиком взят был Ф. Львовым в набор для Имп. певческой капеллы, где голос его обратил на себя внимание. В 1830 на казенный счет отправился для усовершенствования в Италию вместе с Глинкой, с которым прожил около двух лет. Сначала учился у Бианки в Милане, скоро перешел к Ноцарри в Неаполе, пользуясь также советами известной Фодор. Не желая возвращаться в Россию, И. после двухлетних занятий в Неаполе, принял швейцарское подданство и ангажемент в Константинополь. Но тамошнее русское посольство получило приказ арестовать его; узнав об этом, И. остался в Италии и еще год занимался у Hoцарри. Затем он пел с блестящим успехом на всех лучших итальянских сценах, главным образом в La Scala в Милане; не меньшие восторги вызывал И. в Париже и Лондоне. Его необыкновенно красивый, мягкий и гибкий голос доставил ему славу соперника Рубини. Несмотря на выраженное имп. Николаем I желание видеть И. в СПб. и обещание простить его, И. так и не вернулся в Россию, результатом чего было запрещение упоминать даже его имя в русской печати. И. пел на сцене только до 1845, причем успел однако материально обеспечить себя на всю жизнь. Страстный поклонник Россини, с которым был близок, И. даже отдал ему на сохранение свои сбережения и под конец не признавал другой музыки, кроме россиниевской. После кончины Россини (1868) И., почти разучившийся говорить по-русски, жил в Болонье, где и похоронен.

(В.)

{Риман}



Иванов, Николай Кузьмич

[10(22).10.1810, с. Воронеж Чернигов, губ., ныне пгт Шосткинско-го р-на Сумской обл. (в нек-рых источ. род. в Полтав. губ.) — 7(19).7.1880, Болонья (Италия)] — арт. оперы (тенор), камерный певец. Род. в семье крепостного. Пению обучался в Глуховской певческой школе, в 1820 был определен в петерб. Придв. певческую капеллу (под рук. Д. Бортнянского, позднее Ф. Львова). С 1827 брал уроки пения у М. Глинки, участвовал в муз. вечерах. "Бывая у Дельвига, Иванов певал "Соловья" Дельвига (романс А. Алябьева. — А. П.) и своим мягким симпатичным голосом придавал этому романсу ту прелесть и значение, которых желал поэт" (А. Керн)*. В 1830 по ходатайству Ф. Львова вместе с Глинкой уехал совершенствоваться в вокальном искусстве в Италию. В Милане брал уроки пения у Э. Бианки, уроки мимики — у танцовщика Кватрини; с ноября 1831 занимался вокалом в Неаполе у А. Ноццари и Ж. Фодор-Менвьель, с 1833 — у Г. Панофки. В 1832 дебютировал в концерте, спев сольную партию в кантате "Верный Именей" Д. Пачини, затем с большим успехом выступил в партии Перси ("Анна Болейн") на сцене т-ра "Сан-Карло" в Неаполе. Талант певца высоко оценили Дж. Рубини и Г. Доницетти. В Россию не вернулся (получил швейцарское подданство). В 1833—37 выступал в париж. Итал. опере, дебютировал в партии Джанетто ("Сорока-воровка"). В 1834, 1835 и 1837 гастролировал в Лондоне, с 1838 пел на оперных сценах Италии: в Болонье (т-р "Коммунале"; дебютировал в партии Эдгара — "Лючия ди Ламмермур"), Генуе (1841 — 42), Палермо (1843; здесь был 1-м исп. партии Риккардо в опере "Мария, королева Англии" Д. Пачини), Милане (т-р "Ла Скала"), Риме, Лукке, Турине и др. городах. В 1844 гастролировал в Вене, где пел в операх "Мария ди Роган" и "Роберт Д'Эвере, или Граф Эссекс" Г. Доницетти. Последнее выступление состоялось в 1852 в Палермо (т-р "Каролино"). Обладал высоким грудным голосом красивого и нежного тембра, виртуозной вокальной техникой, однако его сцен. игре недоставало актер. мастерства. Критики сравнивали певца с Дж. Рубини.

Лучшие партии: Родриго ("Отелло" Дж. Россини); с успехом также выступал в операх "Вильгельм Телль", "Лукреция Борджиа", "Марино Фальеро" Г. Доницетти (участвовал в премьере 12 марта 1835) и "Лючия ди Ламмермур", "Пуритане", "Атилла", "Разбойники" и "Ломбардцы".

Выступал в концертах. 19 марта 1841 исп. в Болонье сольную партию в "Stabat mater" Дж. Россини. Славился исп. рус. песен и романсов, в особенности М. Глинки.

Искусство певца высоко ценили В. Беллини, Г. Берлиоз, Г. Доницетти, Дж. Россини, Дж. Верди (специально для певца написавший вставную арию в опере "Эрнани").

После 1852 жил под Флоренцией, с 1868 — в Болонье.

Лит.: Русский певец на Парижской сцене // Молва. 1833. 14 окт. № 123; Голос певца Н. К. Иванова // Север. пчела. 1838. 3 июня. № 123; Смоленский Ст. О теноре Иванове, сопутствовавшем Глинке в Италию // РМГ. 1903. № 47; также отд. оттиск. — СПб., 1904; Глинка М. И. Записки // М. И. Глинка: Литературное наследие. Т. 1: Автобиографические и творческие материалы. — М.; Л., 1952; Глинка в воспоминаниях современников*. — М., 1955. С. 418; Багадуров В. Без родины // В мире музыки. 1985: Ежегодник. — М., 1984. С. 98—99; Мительман Е. Русский тенор Иванов // Муз. жизнь. 1985. № 12. С. 18—19; Его же. Забуте ім'я // Музыка (Київ). 1985. № 6. С. 28—29.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое иванов николай кузьмич
Значение слова иванов николай кузьмич
Что означает иванов николай кузьмич
Толкование слова иванов николай кузьмич
Определение термина иванов николай кузьмич
ivanov nikolay kuzmich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):