Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - каценельсон лев израилевич

Каценельсон лев израилевич

(Иегуда Лейб Веньямин, Буки бен-Иогли) врач и писатель, род. в 1847 г. в г. Чернигове. Рано потеряв отца, К. до десяти лет обучался в хедере, а затем, когда ему минуло 13 лет, его отдали в обучение к соферу (переписчик св. Писания и филактерии), и К., работая до 12 часов в день над священными пергаментами, не переставал мечтать о карьере талмудиста. На 15-м году жизни тайком от родных он убежал в Бобруйск, где в иешиботе принялся за изучение Талмуда. В это время К. самоучкой усвоил немецкий язык, а на 19-м году жизни познакомился и с русским языком. Не имея возможности усвоить систематическое образование в Бобруйске, К. без средств отправился в 1866 г. в Житомир, где поступил в раввинское училище, по окончании которого вступил в 1872 г. в б. Медико-хирургическую академию. В 1877 г. К., окончив курс в Академии, отправился в качестве военного врача на Русско-Турецкую войну и по возвращении сдал экзамен на доктора медицины и поступил на службу в Петербурге в Александровскую больницу (где состоит ординатором до сих пор). Около этого времени начинается литературная деятельность К. в "Русском Еврее" и "Еврейском Обозрении". Его фельетоны под псевдонимом "Буки бен-Иогли" (вышли отдельно в 1902 г. под заглавием "Мысли и Грезы"), отразившие идейный перелом тогдашней еврейской интеллигенции, создали ему имя. Дальнейшие его работы посвящены научным вопросам. Убедившись, что талмудисты обнаруживали основательное знакомство с разными областями анатомии и патологии, К. решил ознакомить современный медицинский мир с этой областью. Первой его работой была статья "Сведения о гемофилии в Талмуде" ("Еврейское Обозрение", 1885 г.). Более капитальная работа по талмудической медицине была помещена К. в газете "Гаиом" под названием "Remach Ebarim" (вышла отдельно в 1888 г.). В Талмуде часто встречается утверждение, что число костей человеческого тела — 248. Многих сведущих в талмудической литературе медиков давно уже занимал вопрос, почему по талмудическому счету число костей оказывается значительно больше, чем считает современная анатомия? К. нашел разъяснение вопроса в различии способа приготовления скелетов ныне и в древности. Основываясь на данных эмбриологии, К. старается определить возраст, в котором число костей человека после вываривания его скелета может равняться приблизительно 248. Эта работа, написанная в строго научном духе и, вместе с тем, на изящном еврейском языке, обогатила естественнонаучную терминологию евр. языка и послужила основанием для более обширного труда на русском языке под названием: "Анатомия (нормальная и патологическая) в древнееврейской письменности и отношение ее к древнегреческой медицине". Этот труд, за который К. получил степень доктора, обратил на себя внимание историков медицины и по поручению проф. Коберта он был переведен на немецкий язык и напечатан в пятом томе его "Historische Studien". К числу значительных работ К. по истории медицины следует отнести также его напечатанный в 1894 г. в сборнике "Га-Иекев" труд "Об именах накожных болезней в св. Писании", где он старается внести больше света, главным образом, в крайне темную главу о цараат в Пятикнижии (Лев., ХШ). Вникнув в этимологический смысл терминологии этой главы, К. должен был разойтись как с подавляющим большинством комментаторов, так и с авторами большинства медицинских трудов, старавшихся подвести те или другие известные нам болезни под библейские описания (изложена на немецком языке в "Archiv'е" Вирхова, т. 144, 1896). Однако этот труд должен был войти только эпизодически в задуманное К. исследование о ритуальной чистоте у древних евреев. Первые 2 части этого исследования напечатаны в журнале "Восход" за 1897 и 98 г. под названием "Институт ритуальной чистоты" (по-древнееврейски, "Jesode Tum'ah we-Taarah" в трехмесячном "Hasman", 1903) и "Саддукеи и Фарисеи" (первая часть, переведенная на немецкий язык Я. Израэльсоном, пом. в "Monatsschrift für J. Wiss. u. Gesch." за 1900 г.). Хотя автор, по его словам, имел в виду проследить и критически осветить историческое развитие только указанной группы законов, но попутно он разработал много явлений из жизни древних евреев и высказал много новых взглядов. К этому циклу работ относится также ряд статей, печатавшихся в "Гамелиц" (за 1896—97 г.) под общим названием "Zerorot u-ressissim" и разъясняющих разные места в Талмуде, относящиеся к медицинской науке. Это отрывки из обширного, неизданного еще труда, "Медицинские основы Терефот", начало которого напечатано в русском переводе Мишны Н. Переферковича в виде введения к трактату Хулин. — Из работ общего содержания надо упомянуть его большие статьи, "Религия и политика у древних евреев" (Сборник "Будущность" за 1900 и 1902 гг.) и "Вавилонское пленение" ("Восход", 1901 г.). Рядом с этой научной деятельностью идет у К. и работа литературная, главным образом, на древнееврейском языке. Его восточные сказания: "Ben Adne ha-Sode", "Ha-Jogeb", "Ha Ischa ascher lo iadah Zechok" и др., по своеобразной колоритности стиля и художественной законченности, относятся к лучшим в символическом жанре. Употребляя в своих научных работах мишнаитско-талмудический язык, К. в литературных своих произведениях является поклонником чисто библейского языка, которым мастерски владеет, соединяя красоту и библейскую наивность изложения с легким и гибким применением к современным формам мышления и речи. К особенностям его литературного творчества принадлежит также мягкий, подчас довольно язвительный, но всегда изящный юмор. Некоторые из его работ вышли отдельными изданиями ("Schirat ha Somir", изд. Ахиасаф). Приступлено было также к изданию собрания его еврейских произведений, первый том которого вышел в 1905 г. под названием "םירוהרהו תונויזח". Состоя одним из общих редакторов настоящей Евр. Энциклопедии, К. поместил здесь ряд статей по 1-му и 3-му отделам. К. с 1892 г. состоит членом Центрального Комитета Евр. Колон. Общества, членом Комитета Общества распространения просвещения между евреями (с 1910 г. товар. председателя), а также товар. председат. Комитета Общества רכע תפש יננוח. За смертью учредителя Курсов Востоковедения, барона Д. Г. Гинцбурга, К. состоит заведующим этими курсами.

Л. К—р.

{Евр. энц.}



Каценельсон, Лев Израилевич

(псевд. Буки бен-Иогли), гебраист, р. 1847 в Чернигове, ред. "Евр. энцикл.", д-р мед.

{Венгеров}

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое каценельсон лев израилевич
Значение слова каценельсон лев израилевич
Что означает каценельсон лев израилевич
Толкование слова каценельсон лев израилевич
Определение термина каценельсон лев израилевич
kacenelson lev izrailevich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):