Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - калайдович константин федорович

Калайдович константин федорович

— исследователь древне-русской и славянской письменности, род. в мае 1792 г. в Ельце, где отец его Федор Дмитриевич, был врачом, ум. 19 апреля 1832 г.; учился в елецком народном училище, в Киевской духовной академии, а с 1799 г. по июль 1807 г. в гимназии Московского университета, в 1807 г. поступил в Московский университет, в котором и окончил курс в 1810 г. кандидатом словесных наук. Занятия его в университете были довольно разнообразны: он интересовался ботаникой и минералогией наравне с археологией; составил вместе с братом Петром коллекцию монет, гербарий и зоологический кабинет московской губернии, издавал вместе с ним же рукописный журнал "Русская муза", в котором помещал свои статьи и стихотворения; в 1807 г. принимал участие в альманахе К. Ф. Андреева "Весенний цветок". В 1808 г. вышли в Москве "Плоды трудов моих, или сочинения и переводы К. Калайдовича". Работал он еще на школьной скамье энергично, обладая "железным" терпением. По окончании университетского курса, он посвятил себя почти исключительно археологии и истории. Семнадцатилетний кандидат посетил Троице-Сергиевскую лавру и вступил в ученый спор с митрополитом Платоном по поводу одного места летописи. Службу он начал учителем истории и географии в университетской гимназии и в университетском Благородном пансионе; в 1811 г. читал для чиновников лекции русской истории в Университете. Тогда же начинается его участие в трудах московских ученых обществ и ряд заметок и статей по археологии в "Вестнике Европы", с редактором которого Каченовским Калайдович был довольно близок. В 1811 г. Калайдович был избран членом Общества истории и древностей российских и принял в нем деятельное участие; он представил в Общество рефераты: "О древностях славяно-русских", "Замечания на статью князя Щербатова об одной российской монете", "Розыскание о пришествии Рюрика в Ладогу", "Биографические сведения о жизни гр. А. П. Мусина-Пушкина". Он внес в Общество предложение издавать замечательнейшие памятники древне-русской письменности в виде журнала под заглавием "Русские достопамятности"; предложение это было встречено Обществом истории и древностей сочувственно, и редакция издания поручена была Калайдовичу, который успел напечатать несколько листов, но наступившие великие военные события отвлекли его от научных занятий, а во время пожара Москвы сгорела и вся его богатая библиотека со множеством редких рукописей; он поступил в московское ополчение, участвовал в нескольких экспедициях при преследовании неприятеля от Тарутина до Орши; во время похода он ознакомился с белорусским наречием, составил" Краткий словарь белорусского наречия" и едва ли не первый сообщил в русской литературе правильные сведения о языке белоруссов (см. "Труды Общ. любит. рос. слов.", 1822 г., ч. I).

После того как ополчение было распущено, он до 1815 г. снова преподавал в Университете и вместе с тем готовился, как стипендиат, к магистерскому экзамену; экзамена он, впрочем, не окончил, но научных занятий не прекратил и продолжал помещать статьи по русской истории в "Вестнике Европы" (1812—1814 гг.) и "Сыне Отечества" (1814—1815 гг.). В эти же годы Калайдович вступил в близкие сношения со многими учеными: Карамзиным, митр. Евгением, Н. Бантыш-Каменским и его сыновьями, Малиновским, Сопиковым и др. В 1815 г. Калайдович издал (по поручению митрополита Евгения) "Каталог писателей, объяснявших гражданскую и церковную истории, А. Селлия"; в том же году вышла 1 часть "Русских достопамятностей"; издание это не потеряло значения и до сих пор; в него вошли между прочими: "Поучение епископа Луки Жидяты", с примечаниями Тимковского, "Русская Правда" по списку XIII века, "Послание митр. Никифора к Владимиру Мономаху", "Послание митр. Иоанна к Иакову черноризцу" и др. Это издание памятников было сделано вполне научно: издатель не довольствовался одним списком, но тщательно подыскивал и другие для вариантов, снабжал их объяснительными предисловиями и примечаниями. Вскоре Калайдович собрал материалы для второй части "Достопамятностей", но продолжение это явилось уже после его смерти в 1843 г. При исследовании архивов Калайдович посетил Владимир и Суздаль и собрал здесь несколько ценных и редких рукописей; в начале 1815 г. он вернулся в Москву; в Суздале с Калайдовичем приключилось какое-то невыясненное его биографами происшествие, заставившее его отца поместить его, во избежание более неприятных последствий, сперва на полгода в московский дом для умалишенных, а затем на год удалить его в Николо-Пешношскую обитель. В уединении и изгнании Калайдович не оставлял занятий, писал стихи, собирал материалы для истории Пешношского монастыря; необходимые справки для последнего труда сообщал ему из Москвы П. М. Строев; "Историческое и топографическое описание монастыря св. Николая, что на Пешноше", составленное Калайдовичем, вышло в 1837 г. Положение Калайдовича по выходе из монастыря было некоторое время крайне неопределенным; в это время он полгода пробыл в Калуге и здесь нашел очень ценную и интересную рукопись Кирши Данилова "Древния российские стихотворения", которая при его посредстве была приобретена гр. Н. П. Румянцевым и издана Калайдовичем в 1818 г. с обстоятельным предисловием; это предисловие — первый опыт исследования русского былевого эпоса; тут впервые указана была важность точного издания текста былин; предшествующее издание Кирши Данилова, сделанное Якубовичем в 1804 году, было неполно и неудовлетворительно. В издание Калайдовича не вошли 7 "неприличных" былин и 2 духовные стиха За утратою впоследствии самой рукописи, издание Калайдовича приобрело особое значение; (впрочем, по сведениям недавно полученным в Императорском Географическом Обществе, рукопись "Древних российских стихотворений" отыскалась в библиотеке кн. Долгорукова, внука известного А. Ф. Малиновского) В 1817 г. Калайдович стал принимать участие в изданиях Комиссии печатания государственных грамот и договоров при московском архиве Министерства Иностранных Дел и тесно примкнул таким образом к "Румянцевскому кружку". Он был причислен к архиву Министерства Иностранных Дел. Калайдович участвовал в издании II, III и IV томов "Собрания государственных грамот и договоров", в 1819 г. издал "Законы великого князя Иоанна Васильевича и Судебник царя Иоанна Васильевича" (совместно с П. М. Строевым). Занимаясь историей славянского книгопечатания, Калайдович сообщил целый ряд указаний Сопикову для первой части его "Опыта российской библиографии"; равным образом внес немало дополнений в "Словарь писателей" митрополита Евгения. Будучи после Карамзина одним из лучших в то время знатоков русской истории, Калайдович мечтал и составлял планы для научного издания летописей, отсутствие которого особенно чувствовалась в то время. Общество истории и древностей российских не осуществило его надежд и предложений; только после сильных настояний Калайдовича оно решилось выпустить 13 листов начатого профессором Тимковским прерванного в 1812 г. издания Лаврентьевской летописи.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое калайдович константин федорович
Значение слова калайдович константин федорович
Что означает калайдович константин федорович
Толкование слова калайдович константин федорович
Определение термина калайдович константин федорович
kalaydovich konstantin fedorovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):