Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - кантор карл моисеевич

Кантор карл моисеевич

(р. 22.12.1922) — спец. в обл. филос. культуры и истории, эстетики; канд. филол. наук. Род. в Буэнос-Айресе (Аргентина), с 1926 г. живет в Москве. Участник Великой Отеч. войны. Окончил филос. ф-т МГУ (1952). В 1953—1957 преподавал филос. в Гидромелиоративном ин-те. Канд. дисс. — "Теоретические проблемы технической эстетики" (1964). Один из основателей возрождения отеч. традиции в обл. иссл. промышленного искусства, техн. эстетики, а также совр. проблем дизайна и маркетинга. В 1965— 1967 возглавлял (по совм.) лабораторию теорий техн. эстетики ВНИИТЭ. С 1971 — в Ин-те Междунар. рабочего движения АН СССР (позднее переименован в Ин-т сравнительной политол. РАН). Работы К. имеют общее теор. основание, к-рое он разработал в посл. годы. Он вводит понятие "парадигмы всемирной истории" как парадигмы истории культуры в ее движении к свободе индивида, уточняя его др. понятием — "паттерна", т. е. проекта конкретных культурно-ист. типов. Есть паттерны истории западноевроп., рос. и др. С его т. зр., нет об-ва — ни рус, ни западноевроп., ни кит.,— в к-ром бы укоренялся лишь один тип паттерна. Тип культуры связан с определ. народом и формируется в процессе жизнедеятельности определ. об-ва, этноса, народа. Но он обладает способностью перемещаться в др. об-ва, входить в них наряду с др. паттернами, к-рые в нем укоренены. К. выделяет три фундам. типа патернальной культуры: персоноцентрический, социоцентрический и смешанный. В рос. культуре доминирует смешанный — персоно-социоцентрический. Если парадигмальность в культуре м.б. понята как ее изменчивость, способность к развитию, выходу за однажды достигнутые пределы, то патернальность культуры есть выражение ее наследственности. Процесс же ист. развития протекает во взаимодействии трех патернальных типов культуры и парадигмальной культуры. Парадигма всемирной истории, в отличие от движения доистории, не м.б. реализована без парадигмальных проектов (как пример — иудео-христ. религия).

Соч.: Красота и польза. Социологические проблемы материально-художественной культуры. М., 1967; Экология и прогресс // ВФ. 1977. № 8; Философия и культура // Там же. № 7; Делай что хочешь — твори добро // Философия и социология науки и техники. Ежегодник. М., 1989; Два проекта всемирной истории // ВФ. 1990. № 22; Тысячеглазый Аргус (Искусство и культура. Искусство и религия. Искусство и гуманизм). М., 1990; История против прогресса. Опыт культурно-исторической генетики. М., 1992; Немецкая идеология Маркса-Энгельса и русский марксизм (к проблеме — социокультурных взаимоотношений России и Германии) // ВФ. 1995. № 12; О глобальном кризисе истории в социокультурном измерении // Полис. 1996. № 3; Четвертый виток истории // ВФ. 1996. № 8; Де-зинтеграционно-интеграционная спираль всемирной истории // Там же. 1997. № 3; Свободная личность как идеал культуры // Свободная мысль. 1997. № 10.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое кантор карл моисеевич
Значение слова кантор карл моисеевич
Что означает кантор карл моисеевич
Толкование слова кантор карл моисеевич
Определение термина кантор карл моисеевич
kantor karl moiseevich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):