Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - капков яков федорович

Капков яков федорович

— живописец. Род. в 1816 г., ум. 29 марта 1854 г. в Петербурге. Сын небогатого подрядчика, крепостного человека кн. М. С. Воронцова, он начал свое художественное образование в мастерской А. Е. Егорова. Несмотря на крайнюю бедность, имея возможность питаться — в буквальном смысле — только хлебом с квасом, он всею душою стремился в Академию Художеств и, чтобы попасть туда, представил несколько отборных рисунков собственной работы своему барину, кн. М. С. Воронцову, и просил позволения выкупиться от него; князь Воронцов, видя в нем действительный талант, отпустил его на волю без всякой платы. Но последнее обстоятельство чуть было не погубило художника: он предался разгульной жизни, пока не истратил всех приготовленных на выкуп денег. Тогда, почувствовав стыд своего поведения и влекомый по-прежнему к искусству, он покаялся во всем отцу и умолял его об определении в Академию. Отец всегда смотрел косо на занятия сына, но мачеха поощряла в нем страсть к живописи. В Академии Капков, копируя копию Угрюмова с Гвидо Рени "Архангел Михаил", обратил на себя внимания К. П. Брюллова и стал пользоваться его советами в своем дальнейшем образовании.

Будучи, в качестве пенсионера Общества Поощрения Художников вольноприходящим академистом с 1832 г. и получив две серебряных медали 2-го достоинства в 1838 г., он, не имея возможности по бедности окончить курс, просил о выдаче ему аттестата на звание свободного художника в 1839 г.; но и после того он продолжал свои занятия в Академии. В 1841 г. он выставил картину "Молодой киевлянин", в том же году получил две серебряные медали 1-го достоинства — за живопись с натуры и за рисунок; а в 1842 г. представил на золотые медали программы: "Смерть Алкивиада" и в 1845 г. "Силоамская купель". Приобретя, вместе с большою золотой медалью за последнюю картину, право на заграничное пенсионерство, он отправился в Италию и прибыл в Рим 20 ноября 1847 г. Но, по случаю наступивших там смут, был вызван через 1½ года, по Высочайшему повелению, обратно в Россию, одновременно с другими пенсионерами (19 апреля 1849 г.), а в 1850 г. снова послан за границу, однако не на Восток, как о том ходатайствовало начальство, а на Запад — в Голландию и Испанию.

Пленясь еще во время пребывания своего в Папской области живописью до-Рафаэлевской эпохи, Капков мечтал о воскрешении у нас стиля Мазачио, Беато Анжелико и других живописцев тех же времен, когда священные изображения писались с полною верою, и потому снова стремился в Италию; но смерть его сестры, которая содержала их мачеху, тогда уже вдову, заставила его вернуться в Петербург; здесь он обеспечил старуху, купив для нее на последние деньги небольшой домик, и остался в России. Кроме "Молодой альбанки, с книгою в руках", написанной им в Риме, и приобретенной императором Николаем I (в 1850 г.), им исполнены были еще картины: "Мария перед образом Богоматери" из "Бахчисарайского фонтана" Пушкина (находится во дворце в Александрии, как и первая); "Заремба, исполненная ревности" — оттуда же (неизвестно, где теперь), "Богоматерь с Предвечным Младенцем" (приобретенная императором Николаем I для вел. кн. Ольги Николаевны), "Благовещение" (находится у K. T. Солдатенкова в Москве; была на Академической выставке 1852 г.), "Вдовушка" (в двух экземплярах, из которых один принадлежал С. И. Миллеру, а другой поступил, вместе со всей галереей Прянишникова, в Московский Публичный и Румянцевский Музей). Про две последние картины, написанные с одной прелестной девушки, современная критика отзывалась, что "Благовещение свидетельствовало о том серьезном направлении художника, к которому стремился он, и представляло прекрасный залог будущих произведений его кисти", а "в изображении Вдовушки Капков вложил такое внутреннее содержание, которое дается лишь огромному таланту". Помимо названных картин, им написано было еще несколько прекрасных по тому времени портретов в том числе: проф. Куторги, семейства Черткова, г-ж Резановой и Бенуа, и мн. др.

Н. Рамазанов, "Матер. для истории художеств в России". М. 1863 г., I, 54—59; ст. П. Петрова в "Сев. Сиянии" 1864 г., № 12, с. 739—746; А. Сомов, "Каталог оригин. произведений русской живописи в карт. галерее Акад. Худ., 1872, I, 208; "Сборник матер. для истории Акад. Худ.", П. Н. Петрова, т. II и III, и "Указатель к нему", А. Е. Юндолова; "Указатели выставок в Акад. Худ." 1839, 1842, 1846 и 1852 гг."; Архив. дела Акад. Худ. 1837 г., № 41, и Мин. Им. Дел, 1850 г., № 6; "Моск. Ведом." 1856 г., № 14, и "Отеч. Зап." 1856 г., т. СV, отд. V, с. 69—70.

H. C.

{Половцов}



Капков, Яков Федорович

(1816—1854) — исторический живописец, жанрист и портретист, сын крепостного князя М. С. Воронцова. Первоначальное художественное образование получил под руководством А. Егорова. Будучи отпущен своим господином на волю, он в 1832 г. поступил в Акд. художеств пенсионером Общества поощрения художников и здесь состоял учеником К. Брюллова. В 1842 г. за картину "Смерть Алкивиада" получил малую золотую медаль, а в 1845 г. за исполнение программы "Силоамская купель" награжден большой золотой медалью и званием классного художника XIV кл. Вскоре затем отправленный в Италию, К. в 1849 г., вследствие тогдашних политических обстоятельств, вместе с другими русскими художниками был вынужден вернуться на родину. Вторичной командировкой по обстоятельствам не воспользовался и до самой смерти своей жил в Петербурге. Сверх вышеупомянутых картин К. достойны упоминания: "Татьяна, читающая свое письмо к Онегину", "Мария и Зарема" (в Имп. дворце в Александрии) и "Вдовушка" (в Московском публичном музее).

А. А. С.

{Брокгауз}



Капков, Яков Федорович

академик живоп. И. А. Худ., род. 1816 г.; † 29 марта 1854 г.

{Половцов}

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое капков яков федорович
Значение слова капков яков федорович
Что означает капков яков федорович
Толкование слова капков яков федорович
Определение термина капков яков федорович
kapkov yakov fedorovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):