Большая биографическая энциклопедия - караев кара абульфаз-оглы
Караев кара абульфаз-оглы
род. 5 февр. 1918 в Баку. Композитор. Герой Социалистического Труда (1978). Нар. арт. СССР (1959). Академик АН АзССР (1959). В 1930—1935 обучался на рабфаке Азерб. конс. по кл. ф-п. Г. Г. Шароева. В 1935—1938 занимался в Азерб. конс. по кл. композиции Л. М. Рудольфа (основы азерб. нар. музыки проходил под рук. Уз. Гаджибекова). В 1946 окончил Моск.. конс. по кл. композиции Д. Д. Шостаковича (ранее учился у А. Н. Александрова). В 1941—1942 худож. рук. Азерб. филармонии. С 1946 преподаватель (с 1959 проф., в; 1949—1953 директор) Азерб. конс. В 1948—1949 зав. сектором музыки Ин-та искусствоведения АН АзССР. С 1952 пред., первый секретарь правления Союза композиторов АзССР; с 1962 секретарь правления Союза композиторов СССР. Гос. премии СССР (1946, 1948). Ленинская премию (1967). Гос. премия АзССР (1965).
Соч.: оперы — Айна (совм. с Д. Гаджиевым, 1941), Родина (Вэтэн, совм. с Д. Гаджиевым, Баку, 1945), Нежность (по А. Барбюсу, 1972); балеты — Семь красавиц (по мотивам поэмы Низами" Гянджеви, Баку, 1952, 2-я ред. там же, 1959), Тропою грома (по одноимен. роману П. Абрахамса, Ленинград, 1958, 2-я ред. Москва, 1959); мюзикл — Неистовый гасконец (по Э. Ростану, Москва, 1978); для солистов, хора и симф. орк. — кантата Знаменосец эпохи (сл. С. Вургуна, 1959); для солистки, хора и симф. орк. — кантата Песня счастья (сл. М. Рагима, 1947); для чтеца, хора и симф. оpк. — оратория Город без детей (неоконч., сл. С. Острового, 1964), оратория-плакат Ленин (сл. Р. Рзы, 1970); для хора и симф. орк. — кантата Песня сердца (сл. Р. Рзы, 1938); для симф. орк. — сюиты: Азербайджанская (1939), Семь красавиц (из музыки одноимен. балета, 1949), из музыки к фильму "Повесть о нефтяниках Каспия" (1953), Хореографические картинки (1953), из музыки к фильму "Вьетнам" (1955), из балета "Тропою грома": I (1958), II (1957), III (1960), Пассакалья и тройная фуга (1941), симфонии: I (Памяти героев Великой Отечественной войны, 1943), II (1946), III (для кам. орк., 1965), поэма Лейли и Меджнун (1947), Приветственный марш с фанфарами (1948), Албанская рапсодия (1952), гравюры Дон-Кихот (1960), Траурная ода Памяти 26 бакинских комиссаров (1968); для ф-п. и симф. орк. — Поэма радости (1937); для скр. и симф. орк. — Концерт (1967); для голоса и симф. орк. — Три тэснифа (Лейли, Ширин, Сэрендж тэснифи, сл. Низами Гянджеви, 1939); для малого симф. орк. — Классическая сюита (1966); для дух. орк. — Азербайджанский марш (1943), Марш бакинских нефтяников (1951); для орк. азерб. нар. инстр. — Ашугский марш (1943); струн. квартеты — I (1942), II (1946); для струн. квартета — Фуга (1940), Квартетино (1943); для скр. и ф-п. — Соната (1960); для ф-п. — муз. картина Царскосельская статуя (по А. Пушкину, 1937), Траурная прелюдия (памяти С. Орджоникидзе, 1937), Трехголосная фуга (1939), Азербайджанская рапсодия (1939). Два наброска (1939), сонатины: I (1940), II (1944), Шесть дет. пьес (1950), 24 прелюдии в 4 тетр. (1951, 1952, 1957, 1963), Две дет. пьесы (1952), Шесть дет. пьес средней трудности (1965); для голоса и ф-п. — 6 обр. азерб. нар. песен (1937), 6 рубайи (сл. О. Хайяма, 1946), Два лирических стихотворения А. Пушкина (1949), Пионерская песня о мире (сл. З. Джабар-заде, 1951), Песня нефтяников моря (сл. М. Светлова, 1953); для хора — Колыбельная (1939), Осень (сл. Низами Гянджеви, 1947); для голоса и эстр. орк. — песня Наргиз (сл. M. Светлова, 1957); для голоса и джаз-оpк. — Три ноктюрна (сл. Л. Хьюза, 1958); музыка к драм. спектаклям, в т. ч. "Мирза Хаял" Мир Джалала (Баку, 1942), "Победители" Б. Чирскова (Баку, 1947), "Отелло" В. Шекспира (Баку, 1949), "Учитель танцев" Лопе де Вега (Баку, 1949), "Зимняя сказка" В. Шекспира (Баку, 1955), "Оптимистическая трагедия" В. Вишневского (Ленинград, 1955), "Чудак" Н. Хикмета (Москва, 1956), "Бег" М. Булгакова (Ленинград, 1958), "Дамоклов меч" Н. Хикмета (Баку, 1959), "Маскарад" М. Лермонтова (Баку, 1959), "Бунт женщин" Н. Хикмета и В. Комиссаржевского (Москва, 1962), "Антоний и Клеопатра" В. Шекспира (Баку, 1964), "Человек бросает якорь" И. Касумова (Москва, 1966), "Мертвецы" Д. Мамедгули-заде (Баку, 1966), "Жизнь Сент-Экзюпери" Л. Малюгина (Москва, 1968), "Гамлет" В. Шекспира (Баку, 1968), "Король Генрих IV" В. Шекспира (Ленинград, 1969), "Артем" А. Хазина (Ленинград, 1970), "Женщина за зеленой дверью" Р. Ибрагимбекова (Москва, 1972); музыка к фильмам, в т. ч. "Одна семья" (1942), "Каспийцы" (1943), "Мингечаур" (1950), "Огни Баку" (1951), "Повесть о нефтяниках Каспия" (1953), "Вьетнам" (1955), "Урок истории" (1956), "Двое из одного квартала" (1957), "Дон-Кихот" (1957), "Ее большое сердце" (1958), "На дальних берегах" (1958), "Покорители моря" (1959), "Золотой эшелон" (1959), "Настоящий друг" (1960), "Матео Фальконе" (1960), "Великая Отечественная" (1965), "Гренада, Гренада, Гренада моя..." (1967), "Гойя" (1971); ред. и инструментовка оперы М. Магомаева "Шах Исмаил" (1947).
Караев, Кара Абульфаз-оглы