Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - каракаш михаил николаевич

Каракаш михаил николаевич

[1887, Симферополь — 15.8.1937, Бухарест] — арт. оперы (лирич. баритон), камерный певец и педагог. Муж Е. И. Поповой. Род. в семье проф. геологии Петерб. ун-та. Образование получил в Петерб. ун-те на историко-филологич. ф-те, в 1923—27 учился в Белград. ун-те на технич. ф-те. Пению обучался сначала под рук. своей матери (ученицы Н. Ирецкой), с 1908 в Петерб. конс. (кл. С. Габеля), к-рую окончил в 1910. С 1913 в летние месяцы совершенствовался в вокальном искусстве в Милане у В. Ванцо и Николаи. В 1911 —18 солист петерб. Мариинского т-ра (дебютировал в партиях Онегина и Грязного), в 1918—19 выступал в Москве (Большой т-р; Опера С. Зимина; "Зеркальный т-р" — первое театр. кооперативное товарищество в России). Гастролировал в Москве (Большой т-р, 1913 и 1914), петрогр. Т-ре муз. драмы (1915— 17), Киеве, Одессе, Харькове, Тифлисе, в 1912 — в Праге, Будапеште, Вене, Берлине, в 1917 — в Або (ныне Турку, Финляндия). Обладал ровным, звонким голосом "металлического" тембра, отчетливой дикцией. Великолепно владел актер. мастерством.

1-й исп. партий: Дольского ("Призрак"); в Мариинском т-ре — Шарплеса ("Чио-Чио-сан"). Лучшие партии: Онегин, Елецкий, Фигаро ("Севильский цирюльник" Дж. Россини; лучший исп. этой партии в России). Др. партии: Дон Кар-лос ("Каменный гость"). Князь Игорь, Аполлон Локсий, Швабрин; Дон Жуан ("Дон Жуан"), Валентин ("Фауст"), Марсель ("Богема"), Тонно, Сильвио, Меркуцио, Эскамилио. Партнеры: Г. Боссе, Е. Бронская, Е. Збруева, Л. Липковская, А. Нежданова, К. Пиотровский, Л. Собинов, Д. Смирнов, Ф. Шаляпин. Пел п/у А. Бернарди, А. Коутса, Э. Купера, Н. Малько, Д. Похитонова, Н. Федорова.

В 1919 исп. произв. Л. Бетховена п/у С. Кусевицкого в Колонном зале Дома союзов. С апр. 1919 жил в Симферополе и выступал с концертами в Крыму (пел также в симф. концертах). В этот период познакомился с А. Спендиаровым, к-рый посвятил певцу романс "К Армении". В окт. 1921 уехал в Рим, где выступал в оперном т-ре "Русская ласточка". С 1921 до нач. 1930-х гг. пел в Белграде (Рус. общедоступный т-р "Манеж"). В 1923—26 выступал в париж. труппе М. Кузнецовой-Бенуа, позднее гастролировал в Барселоне, Загребе, Бухаресте.

К. был выдающимся камерным певцом. Его исп. отличалось благородством фразировки, выразительностью. Репертуар включал произв. С. Рахманинова, А. Гречанинова, Н. Метнера, И. Стравинского (среди его аккомпаниаторов был М. Бихтер).

С 1926 вел режиссерскую деят-сть — поставил в Париже "Садко" ("Рус. опера", антр. А. Церетели), в Белград. опере (гл. режиссер и директор) — "Севильского цирюльника" (1934), "Князя Игоря" (1935).

В 1931 проф. Рус. конс. в Париже, в 1930-х гг. рук. Оперно-драм. студией в Белграде.

Записывался на грампластинки в Петербурге ("Граммофон", 1913, 1914); нек-рые архив. записи певца — в ГЦММК.

Соч.: Г. А. Лортцинг и его опера "Царь и плотник" (рук., 1920—30-е гг.). — в РО ЦНБ СТД; Спектакль М. Чехова (рук., 1931). — Там же.

Лит.: Левик С. Ю. Четверть века в опере. — М., 1970. С. 378; Летопись жизни и творчества Ф. И. Шаляпина. Кн. 2 / Сост. Ю. Котляров, В. Гармаш. — Л., 1985; нек-рые архив. материалы певца — в РО ЦНБ СТД.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое каракаш михаил николаевич
Значение слова каракаш михаил николаевич
Что означает каракаш михаил николаевич
Толкование слова каракаш михаил николаевич
Определение термина каракаш михаил николаевич
karakash mihail nikolaevich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):