Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - касавин илья теодорович

Касавин илья теодорович

(р. 07.11.1954) — спец. по теории познания; д-р филос. наук, проф. Род. в Москве. Окончил филос. ф-т МГУ (1980) и асп. того же ф-та (1983). С 1983 работал в ИФ РАН в секторе теории познания: мл. н.с, н.с, ст. н.с, вед. н. с. В наст. вр. — гл. н. с. (с 2000). Проф. ун-та РАО. Ген. секр. организованного им Центра по изучению нем. фил ос. и социол. (с 1994). Канд. дисс. — "Философские основания гносеологического анархизма Пола Фейерабенда" (1983), докт. дисс. — "Традиция в структуре познавательного процесса" (1989). Ред. и сост. кн. "Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания" (М., 1990), "Наказание временем. Философские идеи в современной русской литературе" (М., 1992), "Познание в социальном контексте" (М., 1994, в соавт.), "Религия. Магия. Миф. Современные философские исследования" (М., 1997, в соавт.), "Знание за пределами науки. Герметизм, магия, алхимия, астрология в интеллектуальных традициях I—XIV вв. Антология", т.1, М., 1996, "Герметизм, магия, натурфилософия в культуре XIII—XIX вв." (1999), "Разум и экзистенция" (М., 1999, в соавт.) и др. Осн. идеи К. связаны с проблематикой многообразия знания и социальности познания. Опираясь на нек-рые идеи В.А.Лекторского, Д.Блура, С.Фуллера и Э.Годмана, он предложил вариант социальной теории познания (СТП), радикально расширяющий ее предметную обл., что позволяет анализировать не только науч., истинное, вербализирован-ное знание, но все когнитивное многообразие сознания, деятельности и общения. СТП предполагает социокультурную интерпретацию класс. теоретико-познават. категорий, отдавая приоритет не логич. способам анализа и методам истинностной оценки, но феноменологич. описанию и типологич. анализу знания. Она связывает филос. подход к знанию прежде всего с иссл. не предметного, а его соц. содержания. В дальнейшем К., исходя из нек-рых идей К.Хюбнера, М.К.Петрова А.Я.Гуревича, Э.Эванс-Причарда и М.Дуглас, разрабатывал концепцию креативной онтологии знания, призванной дополнить СТП до целостной некласс. эпистемологии (НЭ). В последней такие категории, как "знание", "истина", "рациональность", "прогресс познания", "традиция", "пространство", "время" и др. понимаются уже не только как позиции рефлексии, выражающие социокультурное содержание знания, но выступают как онтол. стратегии, учитывающие размерность целостного индивида. НЭ вводит тем самым элементы специфической антропологии и онтологии, выражением к-рых выступают новые концепты, в т.ч. заимствованные из др. гуманит. наук (познавательная установка, миграция, оседлость, местность, путь, предельный опыт, архэ, ист. априори, индивидуальная культурная лаборатория). Анализ возникновения чело-веч, познавательного отношения (т.н. "познавательной установки") вовлекает в центр внимания первобытные и архаические формы культуры и гл. обр. — процесс и следствия человеч. миграций. НЭ демонстрирует фун-дам. значение миграции как постоянного креативного процесса, к-рый реализуется не только в сфере географии расселения, но в многообразных формах деятельности, общения и познания. Понятие миграции фактически оказывается системообразующей метафорой человеч. филои онтогенеза, динамики культуры, развития знания. Предлагаемый К. междисциплинарный подход объединяет элементы соц. теории познания, феноменологич. культурол. и герменевтики с методами и результатами соц. и культурной антропологии, палеоантропологии, когнитивной психол., лингвистики, ист. географии. Специфика НЭ существенно определяется изучением взаимосвязей между пространственно-временными, экол., социокультурными и метафиз. измерениями знания. Базируясь на нек-рых подходах Х.Борхеса, К.Гирца, А.Шюца и К.Юнга, К. разрабатывал с целью дополнительного эмпирич. обоснования НЭ элементы исторической эпистемологии, использующей для реконструкции истории познания междисциплинарный метод case studies. Особенность его интерпретации К. состоит в персонификации когнитивных эпох в образах героических персонажей (вождей и шаманов, мифических героев, путешественников, философов, ученых), стилизованные фрагменты биографий к-рых задают архетипы культурной истории. Здесь НЭ смыкается с художеств. литературой, используя ее методы для типизирующей реконструкции творч. индивидуальности.

Соч.: Теория познания в плену анархии. М., 1987; Шаман и его практика // Природа. 1988. № 11; Рациональность в познании и практике. [В соавт.]. М., 1989; Познание в мире традиций. М., 1990; О дескриптивном понимании истины // ФН. 1990. № 8; In the former Soviet Union. Studies in social epistemology // Social Epistemology, 1993, № 2; Zur deskriptiven Auffassung der Wahrheit // Allgemeine Zeitschnft fuer Philosophie, 1994, № 3; Zur geistigen Situation in Europas Osten. Diskussion mit Ilia Kassavine und Wlodzimierz Borodziej. Frankfurt, 1996; Berkeley revised: A new metaphysics for the social epistemology // Epistemologia, 1996, № 3; Человек мигрирующий: онтология пути и местности // Вопросы философии. 1997. № 7; Ansaetze zu der sozialen Erkenntnistheorie. Bremen. 1997; Изобретение веры. Авраам и Иов // Вопросы философии. 1999. № 2; На пути от письменного стола к библиотеке и обратно. Интерьер лаборатории Х.Борхеса // Историко-философский ежегодник—1997. М., 1999; Миграция. Креативность. Текст. Проблемы неклассической теории познания. СПб., 1999; Традиции и интерпретации. Фрагменты исторической эпистемологии. СПб., 2000; Пространство и время: в поисках "естественной онтологии" знания // ОН. 2000. № 1; Штрихи к образу. Индивидуальная культурная лаборатория Василия Гроссмана // Вопросы философии. 2000. № 7; Человек перепутья. Познание как иносказание // Философский факультет. Ежегодник—2000. № 1.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое касавин илья теодорович
Значение слова касавин илья теодорович
Что означает касавин илья теодорович
Толкование слова касавин илья теодорович
Определение термина касавин илья теодорович
kasavin ilya teodorovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):