Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - касторский владимир иванович

Касторский владимир иванович

[2(14). 3.1870, посад Большие Соли Костром. губ., ныне пос. Некрасовское Ярослав. обл. — 2.7.1948, Ленинград] — арт. оперы (бас), камерный певец, педагог. Засл. арт. РСФСР (1934). Засл. деятель искусств РСФСР (1939). Род. в многодетной семье сельского священника. С девяти лет пел дискантом в церковном хоре. По окончании Костром. духовной семинарии переехал в Пензу, где под влиянием двоюродного брата — выпускника Петерб. конс. хормейстера А. Касторского начал серьезно заниматься вокалом. В этот период пел в разных хорах. В 1892 уехал в Петербург, где был принят в организованный И. Мельниковым "Бесплатный хоровой класс"; принимал участие в концертах п/у Ф. Беккера. В 1893 поступил в Петерб. конс. в кл. С. Габеля, однако через год был исключен, по определению учителя, "за безголосие и бездарность". (Позднее С. Габель признал, что эта оценка была неверной.) В Петербурге К. слушал итал. певцов А. Мазини, М. Баттистини, Ф. Наварини, А. Котоньи и пользовался их советами. В 1894 дебютировал в Пскове в оперной труппе Н. Шампаньера, с к-рой гастролировал в различных городах России (в т. ч. в Петербурге). В 1895 из-за болезни горла был вынужден оставить сцену. Два года работал регентом в хоре, организованном суконным фабрикантом Н. Красильщиковым (в юности обучался пению в Италии) в с. Родники Ярослав, губ., одновременно брал у него уроки. В 1897 после неудачных проб в петерб. Мариинском т-ре был принят в Киев. оперу (антр. И. Сетова), где выступал один сезон. В 1898 дебютировал в партии Верховного жреца ("Рогнеда") в Мариинском т-ре, где пел до 1918 и в 1923—30. Являясь солистом т-ра, поступил вольнослушателем в Петерб. ун-т на два ф-та (естественных наук и историко-филологич.), к-рые посещал три года. Постоянно совершенствовал свое сцен. и вокальное мастерство; работал над дикцией, фразировкой, пластикой (партию Златогора в "Пиковой даме" подготовил с балетмейстером Н. Легатом), развитием вокальной техники (под рук. И. Тартакова, M. Баттистини и А. Мазини). В 1907—09 был участником "Рус. сезонов" С. Дягилева в Париже и Лондоне. Часто выступал в Москве (Большой т-р, 1901, 1904, 1908, в 1918—23 солист этого т-ра; т-р "Аквариум", 1902); Опера С. Зимина, 1922), а также в Киеве, Одессе, Харькове, Тифлисе, Баку, Кисловодске, Томске, Казани, Самаре, в Крыму, в городах Сибири и Дальнего Востока; гастролировал в Праге, Берлине, Риге, Милане (т-р "Ла Скала", 1908), Мюнхене (1910), Лондоне (1911), Харбине (1922—24), в Японии (1925). Обладал полнозвучным, подвижным (легко справлялся с техническими трудностями), ровным голосом мягкого "бархатного" тембра и широкого диапазона (пел не только басовые, но и баритоновые партии), драм. дарованием (особенно проявившимся в вагнеровском репертуаре). Исп. отличалось высокой муз. культурой, выразительностью и изяществом. Уделял большое внимание гриму и костюму. Голос певца критики сравнивали с голосом А. Дидура. "Для передачи лирических моментов басовых партий трудно было в свое время представить себе лучшего исполнителя, тем более, что Касторский обладает способностью тонко вникать в самое глубокое чувство, в самые интимные оттенки человеческого переживания, выражаемые музыкой" (Э. Старк)*. Репертуар певца включал 35 партий.

1-й исп. партий: Капеллана ("Сарацин"), Гусляра ("Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии"), Одона де Терри ("Миранда"), Гринева ("Капитанская дочка"), Старика в дворянской фуражке ("Лед и сталь"); в Мариинском т-ре — Собакина ("Царская невеста"), Нилаканты ("Лакме"); на рус. сцене — Хагена ("Гибель богов"), Вотана ("Золото Рейна"); в Париже — Пимена ("Борис Годунов", ред. и инструментовка Н. А. Римского-Корсакова; 19 мая 1908, т-р "Гранд-Опера", силами артистов антр. С. Дягилева, дирижер Ф. Блуменфельд). Лучшие партии: Сусанин ("Жизнь за царя" М. Глинки), Руслан (ок. 300 раз), Мельник ("Русалка" А. Даргомыжского), Пимен, Досифей, Гремин (ок. 500 раз). Считался одним из лучших исп. на рус. сцене партий Хагена и Вотана ("Валькирия", "Зигфрид", "Золото Рейна"). Др. партии: Борис Годунов, Рангони, Гудал ("Демон" А. Рубинштейна), Иван Грозный ("Псковитянка"), Юрий Токмаков, Варяжский гость, Старик-странник, Олоферн, Владимир Галицкий, Томский, Кочубей, Светлейший ("Черевички"); Лепорелло ("Дон Жуан"), Мефистофель ("Фауст" и "Мефистофель"), Лоренцо ("Ромео и Джульетта"), Марсель ("Гугеноты"), Каспар ("Вольный стрелок"), Дон Пизаро, Спарафучиле, Сен-Бри, Генрих-Птицелов, Ландграф. Партнеры: И. Алчевский, А. Больска, А. М. Давыдов, Е. Збруева, Л. Липковская, Ф. Литвин, А. Нежданова, Ф. Шаляпин. Пел п/у И. Аркадьева, А. Коутса, Э. Купера, Ф. Мотля, Э. Направника, А. Никиша, Д. Похитонова.

К. был также выдающимся камерным певцом. В его репертуар входили произв. М. Глинки, А. Даргомыжского, А. Бородина, М. Мусоргского, Н. Римекого-Корсакова, П. Чайковского, Л. Бетховена, В. А. Моцарта, Ф. Шуберта, Р. Шумана. В дек. 1905 организовал ряд концертов "в пользу самейств пострадавших рабочих"; часто приезжал в родное село и давал бесплатные концерты для своих земляков. В 1907 организовал (вместе с М. Чупрынниковым, Н. Кедровым и Н. Сафоновым) вокальный квартет, в составе к-рого выступал в России и за границей (Париж, Лондон), пропагандируя рус. нар. песни. В 1909 в Петербурге принимал участие в исп. 9-й симфонии Л. Бетховена п/у О. Фрида, пел также в кантатах И. С. Баха. В годы Великой Отечественной войны, находясь в эвакуации в Иванов. обл., часто выступал перед бойцами и в госпиталях. Оставив оперную сцену, св. десяти лет выступал в концертах и пел на радио.

Вел пед. деят-сть в Ленингр. ГАТОБе, Ленингр. худож. студии и в Ленингр. конс. (проф.). Среди его учеников — В. Бунчиков.

Записывался на грампластинки (св. 150 произв.; иногда под псевд. Торский) в Петербурге ("Граммофон", 1901, 1907—09; "Пате" 1904, 1909, 1911), Москве ("Грампласттрест", 1935), Ленинграде ("Грампласттрест", 1937; "Ленмузтрест", 1939), Берлине (1924). В возрасте 77 лет записал для Ленингр. радио на магнитную пленку ряд произв. рус. композиторов.

В годы Отечественной войны певец пожертвовал все свои сбережения в фонд обороны страны.

Соч.: Отделывал каждую фразу, каждое движение //Гатобовец (Л.). 1935. № 7; Из воспоминаний // За сов. искусство. 1947. № 6; № 9; Автобиография (рук.). — в ЛГТМ; Мемуары (рук.). — в ЦГАЛИ, ф. 1922, оп. 1, ед. хр. 9.

Лит.: Божеpянов И. H., Kapпов Н. И. Иллюстрированная история русского театра XIX века. — СПб., 1904. Т. 2. С. 36; Русский театр / Сост. и изд. А. М. Шампаньер. — Киев. 1905. Вып. 1, 2. С. 48; СвириденкоС. Вагнеровские типы трилогии "Кольцо нибелунга" и артисты Петербургской оперы. — СПб., 1908. С. 76—77; М-ий В. Руслан и Людмила // Жизнь искусства. — Л., 1926. № 14. С. 18; Старк Э. (Зигфрид)*. Петербургская опера и ее мастера. 1890—1910. — М.; Л., 1940. С. 128—131; Левик С. Ю. Записки оперного певца. — 2-е изд. — М., 1962; Его же. Четверть века в опере. — М., 1970. С. 387—388; Озерский И. Артист-самородок // Сов. рабочий (Ярославль). 1964. 15 дек.; Кpюков А. Н. Музыка в кольце блокады. — М., 1973. С. 5—7; Пеpепелкин Ю. Солист оперы // Ленингр. правда. 1980. 26 сент.; Вельтер Н. Л. Об оперном театре и о себе: Страницы воспоминаний. — Л., 1984. С. 75.



Касторский, Владимир Иванович

Род. 1870, ум. 1948. Певец (бас). Пел на сцене Мариинского театра (с 1898). Среди партий: Руслан ("Руслан и Людмила"), Сусанин ("Жизнь за царя"), Мельник ("Русалка"), Вотан ("Кольцо нибелунга"), Хаген ("Гибель богов") и др. Заслуженный деятель искусств России (1939).

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое касторский владимир иванович
Значение слова касторский владимир иванович
Что означает касторский владимир иванович
Толкование слова касторский владимир иванович
Определение термина касторский владимир иванович
kastorskiy vladimir ivanovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):