Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - катульская елена климентьевна

Катульская елена климентьевна

[21.5 (2.6).1888, Одесса — 19.11. 1966, Москва] — арт. оперы (лирико-колор. сопрано), камерная певица, педагог. Нар. арт. СССР (1965). Род. в семье начальника станции "Одесса-порт". С восьми лет училась игре на ф-п. Занималась в одесской гимназии и одновременно училась на муз. курсах Лаглера (кл. ф-п. и в 1904—05 кл. пения И. Супруненко). С 1905 жила в Петербурге, где давала уроки музыки и начала серьезно заниматься пением у И. Прянишникова (под его рук. за два года подготовила партии Антониды, Марфы — "Царская невеста", Маргариты — "Фауст", Джильды и др.). В 1907— 09 обучалась в Петерб. конс. (кл. Н. Ирецкой). В этот период давала уроки музыки и франц. яз., а также была секретарем известного В. Татарино-ва. На оперной сцене дебютировала в консерваторском спектакле 8 дек. 1908 в партии Миссис Форд, обратив на себя внимание изящной вокализацией и яркой сцен. игрой. На спектакле присутствовал упр. им. т-рами В. Теляковский. По его предложению певица дебютировала весной 1909 в партии Лакме (при подготовке этой партии занималась с педагогом по пластике драм. актрисой Д. Мусиной) на сцене петерб. Мариинского т-ра, где выступала до 1913. В 1913 — 46 солистка моск. Большого т-ра (впервые на этой сцене дебютировала в 1911). Ежегодно в летние месяцы гастролировала в Н. Новгороде, Казани, Самаре, Саратове, Оренбурге (антр. Д. Южина, 1911), Киеве (антр. А. Брагина, 1912), Кисловодске (1913; здесь за две недели подготовила партию Олимпии). Обладала сильным, звучным, ровным во всех регистрах голосом мягкого, "серебристого" тембра и обширного диапазона (свободно брала фа 3-й октавы) , легкой подвижной колоратурой, чувством стиля и сцен. дарованием. Будучи солисткой Мариинского т-ра, подготовила партию Джульетты ("Ромео и Джульетта" под рук. И. Тартакова, к-рый особое внимание уделял исп. речитативов. В период выступлений на сцене Большого т-ра брала уроки у балерины Е. Долинской и совершенствовалась в пении под рук. Е. Терьян-Коргановой (с ней подготовила партии Антониды, Людмилы — "Руслан и Людмила", Марфы — "Царская невеста", Царевны Лебеди, Волховы). В 1918—22 занималась в оперной студии Большого т-ра под рук. К. Станиславского. Репертуар певицы включал 46 партий (колор., лирич. и лирико-драм.), из к-рых 16 — в операх рус. композиторов. Чередовалась в лирико-колор. репертуаре с А. Неждановой, Е. Степановой и А. Добровольской.

1-я исп. вСССР партии Лючетты ("Четыре деспота"). Лучшие партии: Снегурочка, Марфа ("Царская невеста"). Др. партии: Ксения ("Борис Годунов"), Татьяна, Панночка-русалка, Шемаханская царица; Розина ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Церлина ("Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине"), Мими ("Богема"), Чио-Чио-сан, Маргарита Валуа, Паж Урбан, Манон, Недда. Партнеры: И. Алчевский, И. Ершов, М. Каракаш, А. М. Лабинский, С. Лемешев, В. Лосский, В. Петров, Г. Пирогов, Л. Собинов, И. Тартаков, Ф. Шаляпин. Пела п/у А. Бернарди, Н. Голованова, Э. Купера, А. Мелик-Пашаева, В. Небольсина, А. Пазовского, В. Сука.

К. была также выдающейся камерной певицей. С 1907 вела активную конц. деят-сть: выступала на сцене Дворянского собрания (Петербург, ныне Большой зал Ленингр. филармонии), в 1910—1.3 неоднократно выступала с Орк. рус. нар. инструментов п/у В. Андреева в Петербурге и Кронштадте. Репертуар составляли рус. нар. песни, романсы М. Глинки, А. Алябьева, А. Гурилева, арии из опер. В 1911 совместно с В. Петровым гастролировала по Бессарабии. С 1913 принимала активное участие в моск. концертах п/у С. Кусевицкого, "Исторических концертах", организованных С. Василенко. После 1917 выступала в симф. концертах п/у Н. Голованова, М. Ипполитова-Иванова, Э. Купера, В. Сука, А. Коутса (в Реквиеме В. А. Моцарта, "Stabat mater" Дж. Россини), в концертах "Московского трио" (В. Шор, Е. Пинке, Б. Крейн), квартета Большого т-ра, с арфистками В. Дуловой, К. Эрдели. Выступала перед рабочими и красноармейцами. Гастролировала в Белоруссии, Закавказье, на Дальнем Востоке, Зап. Украине, в Монголии (1938) и Польше. На конц. эстраде выступала до 1958.

Камерный репертуар певицы был обширным (св. 700 произв.): соч. старых итал. и франц. мастеров — Ф. Дуранте, Дж. Каччини, Дж. Паизиелло, Дж. Перголези, А. Гретри, Ж. Б. Векерлена, современных франц. композиторов — К. Сен-Санса, К. Дебюсси), австр. композиторов — В. А. Моцарта, X. Вольфа, нем. классиков — И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Р. Шумана, И. Брамса, славянских композиторов — Ф. Шопена, С. Монюшко, Б. Сметаны, А. Дворжака, рус. и сов. композиторов — М. Мусоргского, Ц. Кюи, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, С. Рахманинова, Р. Глиэра, Н. Мясковского, С. Прокофьева, Ю. Шапорина, И. Дунаевского, A. Хачатуряна (1-я исп. ряда его романсов), Г. Свиридова. Н. Раков посвятил певице романс "Ласточка".

В 1935 преподавала в Оперной студии Большого т-ра, позднее работала старшим вокальным консультантом т-ра (до 1951), в 1948 — 66 преподавала в Моск. конс. (с 1950 проф.). Воспитала свыше 20 певцов, среди к-рых — Л. Гриценко, Н. Добриянова (болгарская певица), А. Масленников, Т. Милашкина, Т. Дроздова, Го Шучжень (китайская певица), Ю. Якушев.

Записывалась на грампластинки (св. 200 произв), фирмами "Граммофон" и РАОГ, выступала по радио (с сер. 1920-х гг.).

Автор многих статей по вопросам вокального искусства и воспоминаний (об А. Неждановой, B. Петрове, Н. Обуховой, Л. Собинове, К. Держинской, Л. Савранском, А. и Г. Пироговых, И. Козловском, С. Мигає). В 1941 — 66 под ред. К. вышло 11 сборников вокальных произведений.

Награждена орденами Трудового Красного Знамени (1937, 1951, 1966), "Знак Почета" (1937). Гос. премия СССР (1950).

Соч.: Тридцать лет на оперной сцене / Творческая автобиография Е. К. Катульской к 30-летию сценической деятельности// Декада моск. зрелищ. 1939. № 31; Работа с молодым певцом в театре // Материалы всесоюзной конференции по вокальному образованию. 1940. — М.; Л., 1941. C. 120—126; Замечательный русский артист / о Л. Савранском/ // Сов. артист. 1961. № 19; Соревнование молодых певцов // Сов. искусство. 1938. 22 дек.; Расцвет народного творчества // Рабочая Москва. 1938. 23 мая.

Лит.: Грошева Е. Катульская. — М., 1957; Лемешев С. Народная артистка // Сов. культура. 1958. 3 июня; Озеров H. H. Оперы и певцы: Высказывания, впечатления. — М., 1964. С. 182—183; Покровский Б. Большой путь в искусстве // Сов. культура. 1968. 20 июня; Максакова М. Ее не забыть никогда // Сов. музыка. 1968. № 6; Костецкий Е. Памяти Катульской // Там же. 1973. № 11; Елена Климентьевна Катульская / Ред.-сост. Е. А. Грошева. — M., 1973; Лемешев С. Елена Климентьевна Катульская // Муз. жизнь. 1974. № 6; Поляновский Г. А. 70 лет в мире музыки. — М., 1981. С. 196—197; Максакова М. Артистка, художник, педагог // Веч. Москва, 1983. 3 июня.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое катульская елена климентьевна
Значение слова катульская елена климентьевна
Что означает катульская елена климентьевна
Толкование слова катульская елена климентьевна
Определение термина катульская елена климентьевна
katulskaya elena klimentevna это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):