Большая биографическая энциклопедия - кавос катерино альбертович
Кавос катерино альбертович
(Саterino Cavos) — известный капельмейстер петербургских театров и композитор, род. в 1775 г. в Венеции, ум. 28 апреля 1840 г. Его отец был директором театра La Fenice в Венеции. Воспитываясь в театральной обстановке, Катерино Кавос с детства проявлял большие музыкальные способности. Музыкой занимался он под руководством Бианки, профессора капеллы св.
Марка, и в 12-летнем возрасте уже написал кантату на прибытие императора Леопольда II в Венецию. Эта работа была замечена и заслужила благоволение императора. На 14-м году он по конкурсу получил право занять место органиста в церкви св. Марка, но добровольно уступил его своему сопернику, пожилому человеку, обремененному многочисленным семейством; этот великодушный поступок молодого Кавоса увеличил еще более уважение, с которым относились к нему его товарищи и вообще соотечественники.
Огромный успех имела его новая большая кантата, написанная по случаю заключения мира в Кампо-Формио (1797 г.), по которому Венеция присоединялась к Австрии. В это же время он написал музыку к балету "Сильфида". В 1798 г., во время пребывания своего в Германии, он встретил антрепренера Казасси, содержавшего итальянскую оперу в Петербурге и, по его приглашению, поступил в его труппу капельмейстером; но с 1 апреля 1799 г.
Кавос поступил уже на службу дирекции. По приезде в Петербург молодой композитор обратил на себя внимание тем, что написал целую арию для одного безголосного певца, основав ее чуть ли не на одной ноте, оказавшейся в силах певца. Певец имел успех, а самая ария так понравилась, что Кавос сделался любимцем публики. Вскоре итальянская опера в Петербурге окончила свое существование и уступила место французской музыке, представителями которой являлись Боальдье и Парис. Кавоса перевели во французскую труппу и ему пришлось писать музыку для французских опереток; из них наиболее обращали на себя внимание "Les trois bossus", "L'intrigue dans les mines", "Les trois sultans" и др.Но главная заслуга Кавоса состоит в том, что он обратил в музыке серьезное внимание на русские народные элементы, изучал русские песни и мотивы и хотя не создал русской оперы в строгом смысле, как М. И. Глинка, но тем не менее стремился к этому всеми силами и до некоторой степени проложил путь другим. Видя, с каким восторгом публика приняла оперу Кауера и Давыдова "Русалка", Кавос усердно принялся за разработку русской национальной музыки и 5 мая 1805 г.
шла в первый раз его опера "Князь Невидимка", в 6 действиях; это одна из самых длинных опер того времени; представление ее продолжалось семь часов, но опера очень поправилась публике; 12 мая она была повторена в присутствии Императорской фамилии, но уже с сокращением до 4-х действий. 31 декабря 1806 г. была поставлена вторая опера Кавоса в том же роде "Илья богатырь", на слова И.
A. Крылова, в 4-х действиях. Обе эти оперы долго не сходили со сцены и давали хорошие сборы. Весьма долго держалась на сцене и третья его опера "Жар-птица", с сюжетом, заимствованным из русской сказки, но наибольшим успехом пользовалась патриотическая опера "Иван Сусанин (в 2-х действиях), являющаяся самым капитальным произведением Кавоса.В первый раз она была исполнена 19 октября 1815 г. и много лет не сходила со сцены. Последнею его оперою была "Новая суматоха", представлявшая собою сбор музыки из разных авторов и имевшая лишь временный успех. В течение своей деятельности в России Кавос написал музыку к 32-м русским оригинальным операм и к 6-ти переводным, много водевилей и балетов, кантат, интермедий, полонезов и т.
п. .