Большая биографическая энциклопедия - казем-бек мирза александр касимович
Казем-бек мирза александр касимович
(в мусульманстве Мухаммед-Али) — знаменитый ориенталист, род. в 1802 г., ум. 27 ноября 1870 г. Он представляет редкий пример ученого персиянина, усвоившего европейское образование. Он происходил из знатной фамилии Дербента, где дед его занимал должность назира-министра или попечителя народного продовольствия при дербендском хане Фетх-Али-хане; отец избрал своею специальностию мусульманское законоведение.
Род Казем-бека происходил от Курчинских беков, переселившихся в Закавказье во время царствования шаха Надира. Когда началось движение русских в Закавказье, отец молодого Мухамеда-Али вследствие смут и междоусобий покинул Дербент и предпринял религиозное путешествие в Мекку и Медину, где прожил шесть лет и получил почетный титул хаджи (пилигрим).
В 1800 г. он прибыл в Персию и в 1801 г. в городе Реште женился на дочери местного губернатора Мир-Бакыр-хана; от этого брака и родился у него сын — Мухаммед-Али. Между тем ханства Кубинское и Дербентское вошли в состав Российской империи и были умиротворены; это побудило Хаджи-Казем-бека посетить свою родину в 1808 г. Русское начальство отнеслось к нему очень внимательно и предложило ему должность местного шейх-уль-ислама ("главы веры", решающего дела гражданские и уголовные), на что он согласился и в 1810 г.
вызвал свою семью из Гиляна. Здесь Мухаммед-Али и прошел курс мусульманского учения под руководством отца и следующих наставников: мулла-Самех-Билиджи преподавал ему арабскую грамматику, Мулла-Абдуль-Азиз Хискенджэ — риторику и логику, шейх-Мухаммед Бахрейнский — законоведение, в обширном смысле; языки же турецкий и персидские были природными в семье Казем-бека.
Мухаммед-Али отличался блестящими природными способностями и настолько освоился с мусульманскою ученостию, что в 1819 г. и сам написал сочинение на арабском языке "Опыт грамматики арабского языка", а в 1820 г. — "Муамма-ва-Лугаз" (шарады, на арабском и персидском языках). В 1820 г. Хаджи-Казем-бек, заподозренный в сношениях с дербентским ханом, укрывшимся в Аварии, был выслан А.
П. Ермоловым в Астрахань, куда вскоре прибыл и сын его Мухаммед-Али. Здесь молодой персиянин близко сошелся с английскими миссионерами, Гленом и Макферсоном, которые стали брать у него уроки турецкого и арабского языков, а сами учили его английскому. Между христианами и мусульманином нередко происходили религиозные споры. Чтобы лучше вести полемику, Мухаммед-Али решился ближе познакомиться с христианским учением — и кончил тем, что, в 1823 г.
, по глубокому убеждению перешел в христианство по учению пресвитерианцев и в крещении назван Александром. Этот шаг рассорил надолго Александра Казем-бека с семьею. А. П. Ермолов, которому, как главнокомандующему на Кавказе, была подчинена и астраханская губерния, опасаясь, что молодой Казем-бек может сделаться в руках англичан агентом для антирусских целей, принял меры к удалению его из Астрахани и в 1825 г.
он был определен учителем татарского языка в Азиатское училище в г. Омске и переводчиком при тамошнем главном управлений, с содержанием по 800 руб. в год. В 1826 г. Александр Казем-бек, на пути к месту служения, остановился в Казани и там заболел; это обстоятельство изменило его судьбу. Университетское начальство не захотело упустить из Казани такого знатока восточных языков и выхлопотало ему должность лектора персидской словесности и турецко-татарского языка в Казанском университете (1827 г.
). Там Казем-бек последовательно достиг звания адъюнкта, экстраординарного и ординарного профессора. В Казани Казем-беку открылось широкое поле для его глубокой эрудиции и неутомимой деятельности. Его труды за это время сделали его имя громким, как среди русских ученых и ориенталистов, так и среди заграничных; в 1849 г. он был переведен в Петербургский университет на кафедру персидской словесности, за выходом в отставку мирзы Джафара Топчибашева.
В Петербурге круг занятий А. Казем-бека значительно расширился. Кроме университета он имел занятия в Департаменте духовных дел иностранных исповеданий, во II отделении Собственной Его Императорского Величества Канцелярии и при Св. Синоде. .