Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - кельсиев василий иванович

Кельсиев василий иванович

— писатель, эмигрант, род. в Петербурге, в 1835 г., ум. 2 октября 1872 г. Он принадлежал к роду, вышедшему в Россию с Кавказа при Екатерине II, и имевшему право на княжеский титул, с течением времени утраченный. С детства он отличался большими способностями и чрезвычайно живым темпераментом; рано оставшись сиротою, он рос без семьи и без правильного руководительства. Отданный в коммерческое училище, он окончил там курс в самом начале крымской войны и мечтал поступить волонтером в действующую армию; но так как состоялось распоряжение волонтеров определять лишь в резервные войска, то он оставил это намерение и продолжал подготовку свою для практической деятельности и два года слушал в Петербургском университете лекции восточных языков. Он отличался чрезвычайною способностью к изучению языков и впоследствии знал до 25-ти языков и наречий и в том числе 14 так, что мог на них говорить; в это время он изучал преимущественно китайский язык. Вместе с тем он в значительной мере поддался разным новым веяниям, которые носились тогда в русском обществе; увлечение этими новыми деяниями дошло у Кельсиева до того, что когда в 1858 г. он был задержан бурями в Плимуте, по дороге в Северную Америку, для службы в североамериканской кампании, он переехал в Лондон, сблизился с кружком Герцена, и решил остаться в Англии, а затем и совершенно порвать связи с отечеством; в 1859 г. он явился в русское генеральное консульство и заявил, что эмигрирует из России. Предоставив себя в распоряжение партии революционной пропаганды, Кельсиев первое время занялся переводом Библии, которую партия намеревалась распространить в публике в переводе, сделанном без всякого участия духовной цензуры; начало этого перевода издано в 1866 г. под псевдонимом Вадима; в Лондоне в руки Кельсиева попали официальные документы, относящиеся к расколу, которые и были им напечатаны под названием "Сборник правительственных сведений о раскольниках" (4 книги, Лондон, 1861—1862) и "Сборник постановлений по части раскола", (2 книги, там же, 1863). Познакомившись с положением раскольников, Кельсиев пришел к мысли воспользоваться ими для революции в России, и с турецким паспортом приезжал в Москву и распространял между раскольниками прокламации; он думал затем поселиться для революционной деятельности в Австрии, но там приняли его за тайного русского агента и он должен был уехать в Турцию. Кельсиев в Константинополе познакомился с многими польскими эмигрантами; сношения и с ними произвели на него глубокое впечатление; он начал колебаться в своей безусловной вере в приложимость к жизни тех принципов, в которые прежде слепо верил и кроме того он почувствовал себя русским и отрекся от прежнего отрицания всякой национальности. Не отказавшись еще вполне от веры в плодотворность революции, Кельсиев, однако, почувствовал непреодолимое стремление быть среди русских людей и потому вместе с известным Садык-пашой, Чайковским, переселился на нижнее течение Дуная, в среду казаков-некрасовцев и скопцов. Здесь мечтал он устроить приют для тех, кто пожелал бы выселиться из России и устроить свою жизнь сообразно с новыми социальными теориями. В короткое время Кельсиев приобрел большое доверие казаков-некрасовцев; он даже был выбран в старшины и оказал своей общине большие услуги, выигравши несколько очень запутанных ее процессов с соседями; казаки все свои собственные дела стали предоставлять на решение Кельсиева, и совершенно не обращались к турецким судам. Но вместе с тем Кельсиев увидел, что никакая революционная пропаганда между ними немыслима; казаки-раскольники, все грамотные, читали прокламации, которые Кельсиев усердно расклеивал в Тульче, и оставались совершенно равнодушными к их содержанию; мало того, Кельсиев видел в них постоянно горячую любовь к России. Сомнения в приложимости своих идей к жизни, к идеалам и взглядам русского народа, и тех идей, какие питала партия Герцена, еще усилились в уме Кельсиева; своими сомнениями он делился с революционерами Лондона, просил советов, просил прислать к нему людей, которые, быть может, лучше его сумеют взяться за дело — но его письма оставлены были без всякого внимания. В 1865 г. его постигли тяжелые личные утраты: умерли его брат, жена и дети. К тому же, внушения Кельсиева привели к тому результату, что раскольничий белокриницкий митрополит запретил, наконец, своей пастве вступать в какие бы то ни было сношения с Кельсиевым. Глубоко потрясенный всем этим он уехал из Тульчи и поселился в Вене. Здесь он начал заниматься этнографиею и мифологиею славян, и несколько статей его, написанных под псевдонимом Иванова-Желудкова, были напечатаны в "Русском Вестнике" и в "Отечественных Записках". Из Вены Кельсиев предпринимал поездки по славянским землям — и чем больше ездил, тем более чувствовал себя русским, — и тем легче примирялся с несовершенствами существующего у нас порядка, что повсюду видел у славян горячую веру в Россию, и любовь к ней; он сам проникся убеждением, что русский народ с честью исполняет свою историческую миссию и что ему предстоит великая будущность. Жизнь в славянских землях завершила тот перелом в убеждениях Кельсиева, который начался еще среди казаков-раскольников: 20 мая 1867 г. Кельсиев явился на русскую границу в таможню Скуляны, заявил, что он эмигрант и по деятельности своей государственный преступник, хотя и не был судим, и отдался в руки властей. 2 июня 1867 г. он был доставлен с жандармами в Петербург; здесь с него начали снимать допрос; видя, что слова его стенографически записываются, он вызвался сам составить записку о своей жизни и деятельности за границей. Записка эта была написана очень просто и правдиво, причем, однако, Кельсиев не называл решительно никого из лиц известных ему по связям с заграничными революционерами. Государь Император сам прочел эту записку и даровал Кельсиеву полное прощение, с правом свободного жительства в столицах и даже с правом поступления на государственную службу. Кельсиев остался в Петербурге и занялся литературными трудами. Осенью еще 1867 г. он сделал в Географическом обществе сообщение о скопцах, которое заключало в высшей степени ценные сведения об этой тогда еще мало изученной секте. В следующем году он издал свои воспоминания под названием "Пережитое и передуманное" (С.-Петербург, 1868); это произведение отличается большою искренностью и правдивостью; в воспоминаниях его не видно ни малейшей рисовки, и чрезвычайное уменье деликатно умалчивать о других приверженцах той же партии, к которой он принадлежал некогда сам. В 1868 г. вышли его "Галичина и Молдавия, путевые очерки"; в 1869 г. — "Эмигрант Абихт" (Русский Вестник, I), "Из рассказов об эмигрантах" (Заря, III), "Святорусские двоеверы", (Заря, X, XI); в 1871 г. были напечатаны им две исторические повести "Москва и Тверь" и "При Петре", обе отличающиеся некоторыми литературными достоинствами; в это же время он сотрудничал в газете "Голос" и в журнале "Нива". Здоровье его было сильно потрясено и нравственными страданиями, и нелегкою жизнью среди казаков и, наконец, неумеренным употреблением вина, в котором он одно время искал забвения после потери семьи. Кельсиев часто хворал, впадая временно в полную апатию и умер на 37 году жизни в Петербурге.

"Нива", 1872, стр. 667—668; "Иллюстрированная Неделя", 1874, № 38; "Современный Листок", 1867. № 82.

{Половцов}



Кельсиев, Василий Иванович

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое кельсиев василий иванович
Значение слова кельсиев василий иванович
Что означает кельсиев василий иванович
Толкование слова кельсиев василий иванович
Определение термина кельсиев василий иванович
kelsiev vasiliy ivanovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):