Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - кирилл iii митрополит киевский и всея руси

Кирилл iii митрополит киевский и всея руси

— митрополит Киевский и всея Руси.

Был игуменом одного из южных монастырей.

В 1242 (1243) году избран на Киевскую митрополию.

Около 1246—1247 года рукоположен в Никее патриархом Константинопольским Мануилом II в митрополита Киевского.

Митрополит Кирилл принял управление Русской Церковью после разрушения Киева ханом Батыем. Страшную картину представляла тогда Русская земля. Храмы и монастыри были разорены, священники избиты и отведены в неволю, тысячи русских людей погибли от меча неприятельского. Погибли и епископы Митрофан Владимирский и Симеон Переяславский, пропал без вести сам митрополит Киевский Иосиф.

Это было тяжелое время не только на Руси, но и для Греции. Константинополем завладели латиняне, так что патриарх Константинопольский вынужден был удалиться в Никею. Римский папа, пользуясь тяжелым положением русских князей, делал попытки склонить некоторых из них в латинство.

Ввиду всеобщей разрухи вновь избранный митрополит только спустя несколько лет после избрания смог получить посвящение на митрополию от патриарха Константинопольского.

По возвращении из Никеи митрополит Кирилл объехал северные епархии — Чернигов, Владимир, Рязань, Новгород. Везде его встречали с великой радостью. Но постоянного места жительства у него не было. Киев лежал в развалинах. Уцелевшие жители его разбежались, в основном переселились на север. И митрополит Кирилл поселился в новой столице — Владимире-на-Клязьме, который давно уже возвысился над Киевом. Официально кафедра не была перенесена туда, и первосвятители продолжали именоваться Киевскими и всея Руси.

Митрополит Кирилл чаще всего жил во Владимире, по временам совершая продолжительные путешествия то по южным, то по северным епархиям.

Он стремился "во время многолетнего своего святительства водворить мир между враждующими, оберечь вверенное ему стадо от римского влияния", — пишет о нем М. В. Толстой. Своим вмешательством он удерживал новгородцев от междоусобной борьбы со своим князем. Он пользовался уважением даже среди язычников-татар. Хан Менгу-Темир прислал ему ярлык, по которому церковные имения и духовенство освобождались от дани. "Кто их веру похулит, — сказано в ярлыке, — или будет над нею ругаться, тот ничем не извинится и умрет злою смертью".

Митрополит распространил свое влияние даже на столицу ханскую Сарай, учредил Сарайскую епархию в 1261 году и послал туда епископа и священников. Это было истинным благодеянием для томившихся там русских пленников, да и из татар немало обратилось в христианство.

Заметив во время объездов серьезные беспорядки в совершении таинств и обрядов, а также в жизни народа и духовенства, митрополит Кирилл собрал в 1274 году Собор епископов во Владимире, один из замечательнейших Соборов до XV века. На этом Соборе митрополит произнес известное "Правило", или "Поучение попам", которое впоследствии было разослано по всем епархиям для руководства. Это поучение заслуживает того, чтобы на нем остановиться подробнее. Святитель начинает с того, что указывает священникам на высоту их ангельского служения: "Вы сводите с небеси Дух Святый... вами совершает Господь тайну спасения рода человеческого". И жизнь иереев должна быть такой, чтобы не осквернить святыню свою и не соблазнить никого. Простец отвечает только за себя, а иерей, согрешив, соблазняет многих и несет ответ за души их. Особенно предостерегает митрополит Кирилл, чтобы не служили имея на душе тяжелый грех: "Недостоинство бо иерейское сводит гнев Божий на люди". "Лживых книг не почитайте, — пишет он, — еретиков уклоняйтеся... глаголющим не от Божественного Писания заграждайте уста. Аще ли кто от вас недоумеет, мене вопросите. Аз же не ленюся вам глаголати". Митрополит обращает особое внимание на то, чтобы священники следили за своими детьми: "Если поп и без греха был пред Богом, за сыновние грехи послан был в муку, потому что не учил на добро сыновей своих".

Определения этого Собора восстановили забытые древние постановления Церкви. Было указано строго испытывать избираемых во священство и поставлять только достойных. "Пусть лучше будет один достойный служитель Церкви, нежели тысяча беззаконных", — говорилось на Соборе. Был установлен строгий порядок при совершении таинств, запрещены языческие обычаи, сохранившиеся среди народа. Особое внимание было обращено на распространившиеся в Новгороде и в других городах кулачные бои. Убитых в этих боях запрещалось отпевать.

Заметив, что непорядки церковные происходили не только от небрежности пастырей, но и от невразумительности некоторых правил, митрополит Кирилл письменно обратился к деспоту Болгарии Иакову Святиславу и просил прислать в Россию славянский список церковных правил ("Кормчая") с толкованиями Зонары (известный византийский хронист и канонист). До этого времени в России были только греческие списки "Кормчей", мало пригодные для широкого употребления.

В конце жизни митрополит пожелал еще раз объехать северные епархии и во время объезда 7 декабря 1281 года скончался в Переяславле-Залесском. Тело его было перевезено во Владимир, а затем в Киев и погребено в Софийском соборе.

Митрополит Кирилл был великий светильник Русской Церкви, пастырь многозначительный и добродетельный. Своей неутомимой деятельностью, направленной на благоустройство русского общества в одну из самых тяжелых эпох его истории, он заслужил глубокое уважение всех современников. Карамзин М. Н. говорит, что едва ли какой другой митрополит превосходил Кирилла пастырскими добродетелями.

Труды:

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое кирилл iii митрополит киевский и всея руси
Значение слова кирилл iii митрополит киевский и всея руси
Что означает кирилл iii митрополит киевский и всея руси
Толкование слова кирилл iii митрополит киевский и всея руси
Определение термина кирилл iii митрополит киевский и всея руси
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):