Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - климентова мария николаевна

Климентова мария николаевна

(по мужу Муромцева) [4(16).1. 1857, Курская губ., — 25.1.1946, Париж] — арт. оперы (лирико-драм. сопрано) и педагог. Род. в семье купца. Окончив киев. гимназию, обучалась пению в 1875—80 в Моск. конс. (кл. Д. Гальвани), к-рую окончила с малой серебряной медалью; позднее совершенствовалась у Д. Арто в Париже. В 1879 выступала на премьере "Евгения Онегина" в партии Татьяны (консерваторский спектакль п/у Н. Рубинштейна). Присутствовавший на одной из репетиций И. Тургенев, восторженно отозвавшись о новой опере, в своем письме к П. Виардо писал о К.: "Красивый голос, хотя и недостаточно обработанный, подлинный драматический темперамент". В 1880—89 солистка моск. Большого т-ра (дебютировала в партии Маргариты — "Фауст"). В 1889 вместе с П. Хохловым гастролировала в Праге, где с успехом выступила в "Демоне" А. Рубинштейна и "Евгении Онегине". Из-за конфликта с дирижером И. Альтани и дирекцией была вынуждена в расцвете таланта уйти со сцены Большого т-ра. Обладала прекрасным голосом красивого тембра, особенно в среднем регистре (густоте и силе) и широкого диапазона, к-рый позволял исп. не только колор. и лирико-драм., но и меццо-сопрановые партии. Исп. отличалось тщательной фразировкой, изяществом, естественностью выражения чувств.

1-я исп. партий: Татьяны ("Евгений Онегин"), Оксаны ("Черевички"), Ренаты ("Тарас Бульба" В. Кашперова), Жанны ("Мария Бургундская"); в Большом т-ре — Марины Мнишек ("Борис Годунов", 2-я ред.), Памины ("Волшебная флейта"). Лучшие партии: Татьяна, Маргарита ("Фауст"). Теплоту и искренность исп. певицей партии Татьяны отмечал П. Чайковский. Др. партии: Антонида, Людмила ("Руслан и Людмила"), Тамара ("Демон" А. Рубинштейна), Мария ("Мазепа" П. Чайковского), Клеопатра; Розина ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Рахиль ("Жидовка"), Аннхен, Памина, Маргарита Валуа, Матильда. Партнеры: А. Антоновский, А. Барцал, А. Додонов, Л. Донской, Б. Корсов, М. Медведев, Н. Салина, П. Хохлов. Пела п/у У. Авранека, И. Альтани, П. Чайковского.

Участвовала в ежегодных концертах в пользу "Общества для пособия нуждающимся студентам Моск. ун-та" и концертах Кружка любителей рус. музыки. В камерном репертуаре особенным мастерством исп. отличались произв. Ф. Шуберта, Р. Шумана и П. Чайковского. Исп. сольные партии в оратории "Легенда о св. Елизавете" Ф. Листа (1883), Реквиеме Р. Шумана (1881, в ансамбле с Д. Усатовым, О. Фюрером, А. Крутиковой), 9-й симфонии Л. Бетховена (1884, 1886). Композитор П. Шуровский посвятил певице романс "Яркие трели ночных соловьев" (1881).

С 1890 проф. Моск. конс. В 1891—93 вместе с Н. Коргановой (Дариали) возглавляла в Москве вокальные курсы, где занимались молодые рус., арм. и груз. певцы; позднее открыла частную вокальную школу. Для постановок с учениками отрывков из опер приглашала известных режиссеров, в т. ч. К. Станиславского (в 1897—98), поставившего сцену у монастыря из "Жизни за царя". Среди учеников: Н. Миронов, Е. Хренникова.

Вместе со Станиславским принимала участие в любительских спектаклях у С. Мамонтова в Абрамцево (в т. ч. в пьесе "Два мира" А. Майкова). В круг ее друзей входили П. Чайковский (композитор посвятил ей ф-п. произв., ор. 9), А. Чехов, Н. Лысенко, С. Мамонтов, В. Поленов, И. Репин. К. была знакома с С. Танеевым, А. Скрябиным, С. Рахманиновым, Р. Глиэром, И. Буниным, Л. Толстым, Т. Шепкиной-Куперник.

Имеются портреты певицы И. Репина (1878, 1883; Киров. худож. музей; Ереван, Музей изобразительных искусств).

С 1920 жила в Париже.

Соч.: О задачах вокального искусства // Театр. 1899. № 173, 174.

Лит.: Кашкин Н. Очерк истории русской музыки. — М., 1908. С. 203—204; Чайковский на московской сцене: Первые постановки в годы его жизни. — М.; Л., 1940. С. 152, 154, 156, 157, 346; Багадуpов В. А. Очерки по истории вокальной педагогики. В 3-х т. — М., 1956. Т. 3. С. 201; Э. Ф. Направник: Автобиографические, творческие материалы, документы, письма / Сост., авт. вступ. ст. Л. М. Кутателадзе. — Л., 1959. С. 324— 326; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр XIX века. 1873—1889. — Л., 1973; Немиpовская М. А. Портреты И. Е. Репина. — М., 1974. С. 32; Ларош Г. А. Избранные статьи. — Л., 1975. Вып. 2.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое климентова мария николаевна
Значение слова климентова мария николаевна
Что означает климентова мария николаевна
Толкование слова климентова мария николаевна
Определение термина климентова мария николаевна
klimentova mariya nikolaevna это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):